ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ЗИНОВЬЕВА Татьяна Артуровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


ЗИНОВЬЕВА Татьяна Артуровна

магистрант 

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


В данной статье рассматривается актуальность финансовой грамотности у старших дошкольников, проблемы ее формирования. Подвергаются анализу педагогические условия, одним из которых является игровая деятельность, которая, по мнению автора, считается наиболее эффективной в развитии финансовой грамотности у старших дошкольников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, старшие дошкольники, развитие, игровая деятельность.


Со временем вопрос повышения финансовой грамотности детей дорос до уровня национальных программ и стратегий. Ведь детям финансовое образование дает целостное представление о ценности денег, прививает им навыки планирования бюджета и сбережений. Кроме того, старшие дошкольники способны эффективно усваивать основы разумного монетарного поведения. В будущем это поможет им стать материально обеспеченными и экономически мыслящими личностями.


На практике финансовая компетентность поможет детям рационально распределять свои денежные средства и эффективно управлять кредитными ресурсами. Например, при оплате за обучения или приобретении жилья. Кроме того, благодаря финансовой компетентности будущие потребители финансовых услуг смогут рассчитывать соотношения между сбережениями и потреблением. Им будет проще оценивать возможные риски и принимать правильные решения по инвестированию собственного капитала [1].


Таким образом, финансовая грамотность делает потребителя более защищённым от манипуляций мошенников. Компетентность детей в финансовой сфере способствует привлечению средств населения в экономику страны и её развития. Это позволит ей быть конкурентоспособной на международном финансовом рынке и укрепить в своей стране финансовую стабильность[3].


Важным является тот факт, что начало формирования финансовой грамотности эффективно с дошкольного возраста. Поскольку именно этот период самый благоприятный для воспитания первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка. Такими представлениями, по мнению Б.Т. Лихачева, являются: «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» [2].


Финансовая грамотность и экономическое воспитание основывается на социальном заказе, что устанавливается в свою очередь федеральными образовательными стандартами дошкольного образования. В Российской Федерации внимание  на экономическое воспитание детей дошкольного возраста обратили буквально в течение последних двадцати лет. Несмотря на то, что в зарубежной педагогике оно имеет более длительную историю.


И все же необходимость и целесообразность развития основ финансовой грамотности подтверждены трудами некоторых ученых-педагогов. Нельзя не упомянуть А.С. Макаренко, который как никто обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему денег. Он говорил: «деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте».

В рамках исследования, считаем необходимым различать понятия «экономическое воспитание» и «финансовая грамотность». Так, в исследованиях Л.Н. Галкиной «экономическое воспитание» описывается как формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам и выявление этого отношения в конкретной деятельности, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества [1; с.35].


Теоретический анализ  позволил определить педагогические условия, способствующие эффективному воспитанию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста:

1. Использование финансового контекста в качестве содержательной основы в игровых ситуациях.

2. Работа педагога по повышению интереса детей и их родителей к получению финансовых знаний, умений, навыков через активное участие в мероприятиях.

3. Предварительная подготовка педагога и полноценное методическое обеспечение процесса формирования финансовой грамотности.


Остановимся на первом условии подробнее. Важным является то, что познание экономики не просто для дошкольника. И именно, игровая деятельность содействует восприятию, осознанию и пониманию экономических явлений, формирования познавательного интереса к экономике, воспитания положительной мотивации к ее изучению. Данные формы работы направлены на обучение азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания [3].


Цели формирования финансовой грамотности в игровой деятельности это формирование у детей доступных экономических понятий; воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства; воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них; воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага [2].

В качестве примера игровой ситуации может выступать игра «Моя семья», «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники». Их цель: ознакомление детей с семейной экономикой. В игре дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.


Так же решаются следующие педагогические задачи: формируется понятия о бюджете семьи (доход и расходы); даётся представление о труде взрослых: человеку необходимо работать на работе –для чего нужны все виды труда; ребёнок выделяет первоочередные потребности своей семьи, делает выбор; поясняется причина существования ограниченности; сравнивать оцениваются товары (качество, цена), сопоставляются с с потребностями и возможностями семьи.


Таким образом, развитие финансовой грамотности у старших дошкольников зависит в большей степени от избранных методов, которые используются. Для того чтобы донести до детей определенное содержание, важно воспитывать в них знания, умения и навыки в финансовой деятельности.


Тем не менее, в рамках данного исследования мы выяснили что, игровой деятельности предоставляет собой, на наш взгляд, эффективное средство по развитию фундамента финансовой грамотности старших дошкольников, содействующая пониманию детей о ценности денег, закладывает путь для дальнейшего воспитания навыков планирования бюджета и сбережений.


ЛИТЕРАТУРА

1.Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд– во Челяб. гос. пед. ун– та, 2015.  - 89 с.

2.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт. –сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

3.Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы  // Дошкольное воспитание. — 2018. — №12. — С.22— 26. — Режим доступа: http://dovosp.ru


PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY IN OLDER PRESCHOOLERS


ZINOVIEVA T.A.

undergraduate

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


This article discusses the relevance of financial literacy in older preschoolers, the problems of its formation. Pedagogical conditions are analyzed, one of which is the game activity, which, according to the author, is considered the most effective in the development of financial literacy in older preschoolers.

Key words: financial literacy, senior preschool children, development, play activity.

© Т.А. Зиновьева, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий