ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ЗАЛЫГАЕВА Светлана Александровна, МАКАРОВ Павел Вадимович

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАВИСИМЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

 У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ


ЗАЛЫГАЕВА Светлана Александровна

кандидат психологических наук, доцент

МАКАРОВ Павел Вадимович

магистрант

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


В статье рассматриваются особенности зависимостей в отношениях виды и причины данной проблемы, приводятся результаты исследования зависимых отношений в молодом возрасте. Также представлены основные этапы психологической работы с клиентом, который находится в зависимых отношениях.

Ключевые слова: отношения, зависимость, зависимые отношения, этапы, методы и средства психологического консультирования.


Зависимость в отношениях - одна из самых распространенных проблем, мешающих полноценной жизни людей. Она касается не только отдельных личностей, но и общества в целом, которое создает условия, благоприятствующие созависимым отношениям и их передаче из поколения в поколение. Зависимые люди испытывают постоянную потребность в одобрении окружающих, поддерживают унижающие достоинство отношения и чувствуют себя бессильными что-либо изменить, не осознают своих истинных желаний и потребностей и не способны испытывать чувство настоящей близости и любви [1; с. 4]. Подобная проблема касается  и молодых людей, которые только вступают во взрослую жизнь и учатся выстраивать отношения. На современном этапе развития общества молодые люди все больше теряют ориентиры  в том, как строить отношения с противоположным полом, СМИ зачастую транслируют противоречивые ценности и информацию, родительская семья не всегда дает адекватный пример, традиции общества в области построения отношений утрачиваются, а инстинкты не работают.


Рассматривая проблему зависимых отношений и отношения в целом Н.И. Олифирович определяет, что все отношения - это отношения зависимости. Но зависимость бывает здоровая и нездоровая. По мнению психолога, все люди рождаются с потребностью в заботе, ведь без нее человек в начале жизненного пути просто умрет, и эта нуждаемость в заботе будет с человеком всю жизнь. Рассмотрим здоровую и нездоровую зависимость в отношениях подробнее [5].


При здоровой зависимости человеку в отношениях хорошо: он уважает партнера, прислушивается к его желаниям и потребностям, но при этом не упускает свои желания и потребности. Такие пары могут конфликтовать и договариваться, ссориться и мириться.

Нездоровая зависимость в отношениях бывает трех типов [3].


1. Тревожно-амбивалентная зависимость. А таких отношениях зависимый человек не отпускает партнера ни на шаг от себя. Чаще всего такой тип зависимости наблюдается у людей с материнской депривацией. Субъект зависимости убежден, что если крепко не держать партнера, то тот может уйти. В таких отношениях находиться очень тяжело: один из партнеров пытается полностью контролировать другого, постоянно придирается к любым нюансам поведения. Можно сказать, что зависимый человек не имеет собственной жизни, он постоянно вмешивается в личные границы партнера.


2. Избегающая зависимость. Люди с такой зависимостью имеют следующее убеждение: «Я буду разрывать дистанцию в наших отношениях, потому что мой партнер бросит меня, когда мы сблизимся». Такой тип зависимости чаще встречается у мужчин.

Если в паре оба партнера с нездоровой зависимостью, то чаще всего один из них обладает тревожно-амбивалентным типом, а другой избегающим типом зависимости.


3. Хаотический тип зависимости. Партнеры с комбинацией вышеперечисленных типов. Самые тяжелые люди в отношениях. Утром он будет вмешиваться в границы партнера и узнавать, куда и зачем тот уходит, а вечером скажет не беспокоить его и уйдет в себя.

Клиентам, которые столкнулись с зависимостью в отношениях и осознали эту проблему, не стоит переживать по этому поводу. В нашей стране зависимые отношения - это естественный процесс, который передается из поколения в поколение вместе с родительскими сценариями и посланиями.


Молодые люди, все чаще обращаются к психологу с вопросом: сохранять или разрывать зависимые отношения. Если есть место физическому насилию в отношениях (бьет - значит любит), а также если ваш партнер относится к группе нездоровых личностей, у которых наблюдается психопатические, социопатические, нарциссические особенности поведения, манипуляции, то отношения скорее всего лучше разорвать, так как с такими людьми чаще всего не получится быть в здоровых отношениях [5]. Во всех остальных случаях, когда человек в отношениях не теряете много сил и энергии в конфликтах и ссорах, можно попробовать поработать с психологом и перестроить нездоровую зависимость в здоровую.


Для выявления особенностей проблемы зависимых отношений и ее актуальности в молодом (студенческом) возрасте было проведено специальное исследование. Для проведения исследования мы разработали специальную анкету, в которую были включены прямые и косвенные вопросы, касающиеся отношений молодых людей и некоторых психологических характеристик отношений.


В исследовании приняли участие 69 девушек и 10 парней в возрасте от 17 до 25 лет. Так как в основном мы опрашивали студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого, то основной возраст респондентов составил 18-22 года (60 человек).


64,6 % (51 человек) респондентов задумывались ранее о проблеме зависимости в отношениях. 53,2% (42 человека) состояли в зависимых или созависимых отношениях. Также в нашем исследовании из 10 мужчин 6 были в зависимых отношениях.


68 респондентов (86,1%) считают, что помощь психолога в решении проблемы зависимости в отношениях необходима. 88,6 % (70 человек) респондентов указали, что проблема актуальна в нашей стране. Из 79 участников только 9 человек считают проблему неактуальной, но они признали в своих ответах, что задумывались о ней ранее сами.


Ответы на вопрос о причине проблемы зависимых отношений говорят о различной степени психологической компетентности респондентов. Стоит отметить, что среди ответов есть те, которые действительно зачастую приводят к проблеме зависимости в отношениях. Это доказывает, что некоторые участники уже разбирались с данной проблемой.


В своем исследовании мы пришли к выводу и доказали то, что проблема зависимости в отношениях актуальна и популярна среди молодых людей.


Психологическая работа с молодыми людьми с зависимыми отношениями чаще всего проходит в индивидуальном консультировании в несколько этапов. Рассмотрим последовательно решаемые задачи:

Первый этап - это работа с прошлым опытом клиента, ставятся следующие задачи:  выслушивание; восстановление событий; реконструкция прошлого опыта; работа с родительскими посланиями.


Второй этап - возвращение клиенту ответственности за собственную жизнь. Основные задачи этапа: повышение уровня осознанности; поиск ресурсов клиента; акцентирование влияния на собственную жизнь клиента.


Третий этап это обучение клиента установлению границ. Задачи этапы заключаются в принятии клиентом себя как ценности; дать понимание своих границ и границ другого человека.


На четвертом этапе осуществляется коррекция самооценки клиента. Решаемые задачи это исследование клиента, его достижений; создание ситуации поддержки.


Пятый этап психологической работы с клиентом в индивидуальном консультировании это работа с потребностями клиента. Основными задачами выступают осознание клиентом своих потребностей в отношениях; осознание потребностей партнера в отношениях.


Шестой этап - разделение здоровых и нездоровых посланий на тему отношений [2].


Основные методы психологического консультирования, используемые для достижения поставленных задач: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание.  Методы арттерапии: статический рисунок, динамический рисунок; сказкотерапии: сочинение и драматизация сказок (проводится анализ отношений выстроенных между мужскими и женскими персонажами); трансактный анализ: обсуждение и разыгрывание гендерных ролей в различных жизненных ситуациях; применение метафорических проективных карт для женщин «Она» и мужчин «Он».


Таким образом, проблема зависимости в отношениях в молодом возрасте актуальна и нуждается в проработке методов и средствах ее устранения, а также выборе формы работы и возможности ее применения с целью профилактики в образовательных учреждениях - вузах, колледжах.


ЛИТЕРАТУРА

1. Уайнхолд Берри Освобождение от созависимости / Б.Уайнхолд, Дж.Уайнхолд.- М.: Независимая фирма "Класс", – 2002. – 250 с.

2. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования/ Е.В. Емельянова. - СПб.: Изд-во "Речь". - 2014. – 120 с.

3. Майер П. Выбираем любовь (Как победить созависимость)/ П.Майер, Ф.Минирт, Р.Хемфельд.  - М.: Изд-во "Триада". -  2015. - 352 с.

4. Селани Девид Иллюзия любви / Д. Селани. - М.: Независимая фирма «Класс». - 2013. – 285 с.

5. Москаленко В.Д. Зависимость - семейная болезнь/ В.Д. Москаленко.  - М.: Институт консультирования и системных решений. - 2018. - 352 с.


FEATURES OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH DEPENDENT RELATIONSHIPS

IN YOUNG PEOPLE


ZALYGAEVA S.A.

candidate of psychological Sciences, associate Professor

MAKAROV P.V.

undergraduate

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


The article discusses the features of dependencies in relationships, types and causes of this problem, the results of the study of dependent relationships at a young age. The main stages of psychological work with a client who is in a dependent relationship are also presented.

Key words: relationships, dependence, dependent relationships, stages, methods and means of psychological counseling.

© С.А. Залыгаева, 2020

© П.В. Макаров, 2020   

Нет комментариев Добавить комментарий