ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ВЛАСОВА Елена Евгеньевна

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯСУБЪЕКТА РФ


ВЛАСОВА Елена Евгеньевна

магистр направления подготовки «государственное

и муниципальное управление»

ГАОУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы»

г. Курск, Россия


В статье анализируется проблема оценки качества государственного и муниципального управления субъекта РФ. Дается определение «качества» относительно государственного и муниципального управления. Вводятся два основных критерия оценки качества работы органов власти региона: 1) оценка работы органов власти в основных сферах деятельности; 2) оценка населением качества предоставляемых услуг.

Ключевые слова: оценка качества, качество управления, государственное и муниципальное управление, эффективность управления.


В настоящее время перед органами власти субъектов РФ стоят задачи по повышению качества своей деятельности. Эти задачи невозможно решить без модернизации существующей системы публичного управления, в том числе регионального уровня. Управление качеством государственного и муниципального управления является важным звеном в повышении эффективности деятельности органов власти субъекта РФ.


Термин «качество управления» в отношении органов власти в существующей научной литературе не имеет четкого определения. Качество – одна из наиболее употребляемых и вместе с тем неоднозначных категорий в современной науке. Разнообразие ее определений обусловлено сложностью его оценки и трудностью охвата одним определением всего его содержания. Тем не менее можно выделить несколько подходов к определению сущности категории «качество».


Согласно международному стандарту Международной организации по стандартизации, под качеством понимается совокупность свойств и характеристик объекта, услуги, способная «удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны» (ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь). По большому счету, качество определяется степенью расхождения между ожиданиями потребителей и их восприятием продукции. Воспринятое качество услуги определяется как соотношение ожиданий потребителя и восприятия полученной услуги. При таком понимании термин «качество»воспринимается как «превзойденные ожидания потребителей». В соответствии с другим подходом к определению сущности категории «качество» последнее рассматривается как степень соответствия услуги принятому стандарту, регламенту [1].


Определить уровень качества деятельности органов власти региона можно путем изучения показателей, основанных на данных о результативности их деятельности. Для этого необходимо определить, насколько эффективно органы власти региона 1) выполняют свои функции в основных сферах деятельности и 2) оказывают услуги населению. Если исходить из вышеобозначенного качества, то его можно определить уровень удовлетворенности населением качеством работы органов публичной власти региональном уровне. Наиболее распространенным инструментом формирования информационной базы, необходимой для оценки качества публичного управления региона, выступает мониторинг. Проведение мониторинга особенно важно при оценке качества социальных услуг [5].


Рассмотрим выполнение функции органами региональной власти в основных сферах деятельности на основе IT исследования «Оценка эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и образовательных организаций Курской области» за 2019 год. Ответственный за проведение социологического исследования – Центр регионального развития Курской академии государственной и муниципальной службы(Соцпортал46.рф).Анкеты для социологического исследования по вопросу эффективности работы исполнительной власти Курской области в выполнении своих  функций в основных сферах деятельности были разработаны с учетом типа муниципального образования: для городских округов и для муниципальных районов.  


Вопросы анкеты сформированы с учетом критериев оценки удовлетворенности населения:

– работой органов исполнительной и законодательной власти на муниципальном и региональном уровнях;

– организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании;

– качеством автомобильных дорог в муниципальном образовании;

– ЖКУ: теплоснабжением, водоснабжением/водоотведением, электроснабжением, газоснабжением;

– качеством услуг, предоставляемых муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и общеобразовательными учреждениями.


Данные социологического исследования показывают, что качество работы органов местного самоуправления, унитарных предприятий, образовательных организаций в таких областях как транспортное обслуживание, организация теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в целом населением признается удовлетворительным, хотя респондентами и называются проблемы в этих областях, связанные, прежде всего, с ростом цен на услуги. Несколько хуже оценивают качеством автомобильных дорог. Качеством услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями.  87,4% курян, 3,7% - не удовлетворены. 86% курян удовлетворены качеством услуг, предоставляемых муниципальными образовательными учреждениями. 4,4 – не удовлетворены.


Под мониторингом качества государственных и муниципальных услуг понимается систематическое комплексное исследование и оценка текущей практики их предоставления, направленные на выявление проблем предоставления услуг, повышение качества их предоставления в соответствии с требованиями, установленными в административных регламентах предоставления услуг и иных нормативных правовых актах [4].Проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в Курской области органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, многофункциональным центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг  предполагает выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг, а также отслеживание динамики основных показателей предоставления государственных и муниципальных услуг. К перечню основных блоков показателей, влияющих на качество услуги следует отнести информированность, технологичность и комфортность [4].


Мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Курской области проводится среди граждан Российской Федерации старше 18 лет, которые обращались в органы государственной власти или местного самоуправления, многофункциональный центр за получением государственных или муниципальных услуг(Администрация Курской области - https://adm.rkursk.ru). На сегодня знают о возможностях получения государственных и муниципальных услуг в органах государственной власти, местного самоуправления и многофункциональных центрах в органах исполнительной власти ― 38%, в МФЦ ― 90%, в органах местного самоуправления ― 49%. Среди граждан, опрошенных по месту жительства, работы и учёбы на предмет предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах государственной власти последнюю из услуг получили 10 % опрошенных, в органах местного самоуправления – 8 %; в МФЦ и его филиалах − 62%. Это показывает, что сегодня в виду большей информированности самой распространенной формой получения государственных и муниципальных услуг является обращение в МФЦ.


Доступностью предоставляемой государственной или муниципальной услуг удовлетворены 92% получивших услугу. Для большинства опрошенных (72 % для граждан как физических лиц и 82% для предпринимателей) среднее количество посещений не превышает двух раз. Среднее число обращений за предоставлением одной услуги для физических лиц составило 2,00, а для представителей бизнес-сообщества – 1,94 (согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» среднее обращение представителей бизнеса должно составлять не более 2).


80% опрошенных получателей услуг органа исполнительной власти Курской области и органа местного самоуправления провели в очереди на подачу и на получение результата услуги менее 15 минут. В целом время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган власти Курской области для получения государственных услуг составляет 13,3 минут, что не превышает данный показатель, установленный подпрограммой «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Курской области» на уровне 15 мин.


Качеством предоставления услуг удовлетворены 91%, что соответствует показателю «Уровень удовлетворённости граждан Курской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг» подпрограммы «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Курской области», который определён в 2018 году на уровне 90%.


56% опрошенных ответили, что не испытали трудностей при получении услуг. В то же время результаты опроса показывают, что наиболее значимые проблемы – долгое ожидание в очереди; требование предоставления значительных объёмов документов; отсутствие автостоянки, парковочных мест.


Следовательно, качество государственного и муниципального управления при предоставлении услуг, с позиций оценки населения можно признать удовлетворительным. Однако, это не исключает ряд проблем, связанных с отдельными моментами повышения качества предоставления услуг [3].


Таким образом, показатели эффективности работы органов власти региона в основных сферах деятельности, а также уровень удовлетворенности населением качеством работы органов исполнительной власти можно использовать для оценки качества публичного управления.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аджубей Р.В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению. // Молодой ученый. –2017. – № 1 (135). – С. 135-140.

2. Зотов В.В. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления: теоретико-методологический аспект // Парадигмальные основания государственного управления: сравнительный анализ опыта регионов стран СНГ: Сборник научных статей IV международной науч.Конфе. в рамках ХV межрегиональной универсальной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки - 2015. В 2 ч. Часть 2. Курск: Академия госслужбы. 2015. С. 203-208.

3. Зотов В.В., Юровчик Б.В. Особенности организации и проведения мониторинга качества муниципальных услуг // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2013. – № 2. – С. 28-29.

4. Куркина М.П. Мониторинговые исследования в оценке качества социальных услуг в регионе //  Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. 2015. № 15 (1). С. 194-204.


ASSESSMENT OF QUALITY OF THE STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION


VLASOVA E.E.

master of the direction of training «state

and municipal administration»

GAOU VO Kursk region "Kursk Academy of state and municipal service"

Kursk, Russia


The article analyzes the problem of assessing the quality of state and municipal management in the Russian Federation. The definition of "quality" in relation to state and municipal management is given. Two main criteria for evaluating the quality of work of regional authorities are introduced: 1) assessment of the work of authorities in the main areas of activity; 2) assessment of the quality of services provided by the population.

Key words: quality assessment, management quality, state and municipal management, management efficiency.

© Е.Е. Власова, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий