ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ТРИШИНА Анастасия Евгеньевна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


ТРИШИНА Анастасия Евгеньевна

студент, факультет психологии

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия

 

В статье поднимается актуальная проблема развития учебной успешности в младшем школьном возрасте в современной образовательной среде школы. Автор проводит анализ направлений развития ученика как субъекта учебной деятельности, обосновывает необходимость разработки модели со специальными психологическими технологиями изучения и развития учебной успешности младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, учебная успешность.


В настоящее время важнейшей задачей психолого-педагогической науки является повышение качества образования в условиях постоянного развития и преобразования учебной деятельности. Характерной чертой младшего школьного возраста является вхождение в учебную деятельность и овладение основными видами учебных действий. Вопросы учебной деятельности младшего школьника представлены в работах Г. С. Абрамовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Н.А. Курдюковой, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина и других. В.В. Давыдов выделяет следующую структуру учебной деятельности: потребность в учебной деятельности, мотивы учебных действий, учебная задача, учебные действия, учебные операции [3]. Л.И. Божович отмечает, что первоначально школьники не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению [2]. Важно, чтобы учебная деятельность строилась на определенных основах и принципах, позволяющих вывести успешность обучения на наиболее эффективный уровень.


Б.Г. Ананьев считал, что учебную успешность определяет наличие оптимального сочетания темпа, напряженности, индивидуального своеобразия (стиля) учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый для достижения определенных результатов [1]. Успешность – это определенный устойчивый конечный результат комплексного характера, подразумевающий наличие таких составляющих, как мотивация, интегральная оценка эффективности результата собственной деятельности, получившая признание со стороны окружающих, вызывающая у человека такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность.


Актуальность развития учебной успешности в младшем школьном возрасте обусловлена необходимостью проектирования психолого-педагогических условий развития с учетом современных требований к личности и индивидуальности ученика. Е.И. Исаев отмечает, что самоценность младшего школьника определяется появлением потребности и способности учиться, становлению субъектности в учебной деятельности [4].


Исследование по изучению особенностей развития учебной успешности в младшем школьном возрасте проходило на базе МКОУ «Жемчужниковская ООШ» села Ильинское. В исследование приняли участие младшие школьники в возрасте 8-9 лет, в количестве 18 учащихся.


Была составлена диагностическая программа исследования, состоящая из следующих методик: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, проективный рисунок «Я в прошлом, я в будущем, я в настоящем» Л.С. Колмогоровой, методика диагностики учебной мотивации младших школьников «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой, методики «Направленность на оценку» и «Направленность на приобретение знаний»  Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой.


Анализ результатов по методике «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявил, что 50% испытуемых имеют высокий уровень мотивации, для них характерно наличие высоких познавательных мотивов, 42% имеют средний уровень мотивации, такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться. Для учащихся с низким уровнем мотивации (8%) характерны постоянные пропуски занятий. Анализ результатов по методике «Я в прошлом, я в будущем, я в настоящем» Л.С. Колмогоровой показал, что в выборке большинство испытуемых (80%) имеют высокий уровень самоценности, комфорта и контактности. Для таких детей характерна активность, находчивость, общительность. 20% имеют средний уровень самооценки, для них характерны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Анализ результатов по методике «Лесенка побуждений» Н. В. Елфимовой показал, что в выборке большинство (75%)  испытуемых имеют гармоничное соотношение познавательных и социальных мотивов. Для таких детей характерен интерес к дополнительным источникам знаний, понимание значимости учения. Для 25%  учащихся характерно желание получить похвалу от учителя, родителей, одобрение среди сверстников, хорошую оценку.


Анализ результатов по методикам «Направленность на оценку» и «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой показал, что 50% учащихся имеют гармоничное сочетание между направленностью на получение оценки от учителя и направленностью на приобретение новых знаний. Данные учащиеся стремятся к изучению дополнительных материалов по школьным предметам, добросовестное выполнение домашнего задания. 25% имеют яркую выраженность направленности на получение оценки. Остальные 25% детей внимательно слушают объяснение педагога, если тема им интересна.


По итогам исследования была разработана программа по развитию учебной успешности в младшем школьном возрасте. Для выстраивания индивидуальной траектории учащихся, которые получили высокие результаты, были предложены занятия, направленные на организацию учебно-исследовательской и проективной деятельности. Данные занятия предполагают формирование таких психологических качеств, как креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникативность. Также были организованы занятия для слабоуспевающих учеников с целью сформирования у них гармоничного сочетания познавательных и социальных мотивов, повышения учебной активности. 


После реализации предложенной программы был проведен контрольный этап исследования. Сравнительный анализ результатов по методике «Оценка уровня школьной мотивации» позволяет выявить положительную динамику в выборке: уменьшилось количество младших школьников с низким уровнем мотивации - с 8% на констатирующем этапе до 0% на контрольном. Увеличилось количество учащихся со средним уровнем мотивации с 42% на констатирующем этапе до 50% на контрольном. Анализ результатов по методике «Я в будущем, я в прошлом, я в настоящем» показал уменьшение количества младших школьников со средним уровнем самоценности – с 20% на констатирующем этапе до 10% на контрольном, то есть, в выборке стало меньше детей, для которых характерна пассивность в учебной деятельности. Увеличилось количество детей с высоким уровнем самоценности, комфорта и контактности в школе с 80% на констатирующем этапе до 90% на контрольном. Увеличилось количество детей с гармоничным сочетанием познавательных и социальных мотивов, соотношением направленности на получение оценки и на приобретение знаний.


На основе результатов исследования, были составлены рекомендации «Как научить детей учиться успешно»: формируйте у школьников качества произвольности – умение управлять собственным поведением; вырабатывайте у ребенка привычку быстро переключаться с одного вида деятельности на другое, не путать учебу и игру; учите ребенка правильно распределять время, отводимое на уроки, прогулки, занятия по интересам; работать интенсивно, с полным сосредоточением на выполняемой работе и др.


Таким образом, к особенностям развития учебной успешности в младше школьном возрасте можно отнести: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, развитие таких компонентов, как мотивация, самоценность, гармонизация социальных и познавательных мотивов, направленность на приобретение знаний, способность к самоорганизации учебной деятельности. Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте,  предполагает возможность выхода в позицию самостоятельно действующего ученика, учащего самого себя. В этой ситуации происходит осознание и развитие себя как индивидуального субъекта учебной деятельности, в составе совместно действующих одноклассников.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 2001. - 165 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПБ.: Изд-во "Питер", 2008. - 232 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Изд-во "ИНТОР", 1996.  - 544 с.

4. Исаев Е. И. Педагогическая психология. - М.: Изд-во "Юрайт", 2012. - 347 с.


PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SUCCESS AT YOUNGER SCHOOL


TRISHINA A.E.

student of the faculty of psychology

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


The article raises the urgent problem of the development of educational success in primary school age in the modern educational environment of the school. The author analyzes the directions of development of the student as a subject of educational activity, substantiates the need to develop a model with special psychological technologies for studying and developing the educational success of younger students.

Key words: primary school student, educational activity, educational success.

©  А.Е. Тришина, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий