ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ТОЛКАЧЕВА Валерия Дмитриевна

ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ИНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ


ТОЛКАЧЕВА Валерия Дмитриевна

ассистент кафедры дефектологического образования

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»,

г. Омск, Россия


В статье рассматривается сущность такого явления как инклюзия. Оно характеризуется с позиции разных наук. Отмечаются разнообразные подходы к трактовке этого феномена. Однако имеется общее в определении смысла инклюзии, что выражается в указании на объединение.

Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогика, лица с ограниченными возможностями здоровья, образовательные организации, области научного знания.


Поддержка и развитие инклюзивных практик является одной из главных задач образовательной политики. Данная модель организации образования на разных его ступенях предусматривает включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду нормотипичных сверстников, т.е. в детские сады, школы, колледжи, вузы.


Реализация инклюзивной образовательной технологии невозможна без создания специальных условий, которые разработаны современной наукой и закреплены на законодательном уровне. Ключевым, общепризнанным условием является готовность специалистов обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, интегрированных в учреждения общего типа.


Современные научные работы, посвящённые вопросам инклюзивного образования, свидетельствуют о том, что педагоги массовых образовательных учреждений преимущественно лишь частично готовы реализовывать профессиональную деятельность в условиях инклюзивной практики. В исследовании О.С. Кузьминой, Н.В. Чекалевой, Т.Ю. Четвериковой отмечается тот факт, что нередко в системе общего образования можно наблюдать случаи псевдоинтеграции. Обучающийся с ОВЗ не получает необходимой специализированной помощи, не происходит удовлетворения его специальных потребностей. При этом все участники образовательных отношений испытывают психологический дискомфорт, оставаясь неудовлетворёнными организацией и результатами учебно-воспитательного процесса [3].


Для адекватного понимания сущности инклюзии, определения наиболее эффективных механизмов управления инклюзивными практиками необходимо целенаправленное и глубокое изучение этого феномена. На наш взгляд, это следует осуществлять на мультидисциплинарной основе, комплексно, обращаясь к изысканиям, представленным в разных областях научного знания. Благодаря этому могут быть установлены ещё не использованные, но значимые резервы для оптимизации учебно-воспитательного процесса и совершенствования профессиональной деятельности специалистов. Анализ научной литературы позволил констатировать, что термин «инклюзия» широко применяется в разных областях научного знания. Так, он используется в математике, педагогике, психологии, лингвистике, культурологии, философии, социологии, медицине и др. Однако дефиниции, предлагаемые учёными для определения сути этого термина, варьируются, не имеют тождества. Они зависят от смыслосодержательной специфики той или иной области научного знания.


Так, в физико-математических науках используется такой метод, как интеграл. Его суть заключается в том, что нужно найти площадь или объём фигуры, при этом она делится на множество частей, данные которых уже известны. В настоящий период времени интегральный метод используется как способ нахождения площади измерения (аналог суммы), а операция нахождения интеграла называется интегрированием. Аналогичным представляется процесс интегрированного обучения (образовательной инклюзии): он также складывается из ряда элементов [1]. Однако такие элементы субъектны по своей сути, они представлены участниками образовательных отношений.


Суть феномена инклюзии в философских и культурологических науках базируется на идеях антропологии, аксиологии, экзистенциализма, на концепции взаимодействия личности с социальным окружением, с миром и др. В сфере культурологии отмечается, что инклюзия представляет собой способ включения личности в общественные отношения. Личность при этом должна быть активной, самостоятельной, самосознательной. Также инклюзия рассматривается как способ включение людей разных поколений в общую систему ценностей и в качестве одного из способов передачи опыта, трансляции культуры.


Инклюзия в социологических науках рассматривается в нескольких направлениях. Одно из них раскрывает данное явление как принцип молодёжной политики (в аспекте гибридизации). Это подразумевает включение и объединение различных групп населения в социальные процессы. Отмечается, что инклюзия касается не только группы лиц с ОВЗ. Она также имеет прямое отношение к группам различных социальных культур, к лицам пожилого возраста и т.д. В другом направлении инклюзия раскрывается как фундаментальный принцип социальной безопасности, стратегия, позволяющая сокращать социальные неравенства. В ещё одном направлении инклюзия трактуется в виде особого механизма, ориентированного на сплочение партнёрских отношений.


Инклюзия с точки зрения психологии – это механизм взаимодействия и воздействия субъектов друг на друга в условиях социальной, образовательной среды. Кроме того, применительно к лицам с ОВЗ инклюзия предстаёт в виде способа организации коррекционно-развивающей среды, в которую целенаправленно включается ребёнок с проблемами в здоровье.


Инклюзия в педагогике нередко представлена в виде особой модели организации образовательного процесса, а также в качестве способа погружения субъекта в образовательную среду. В образовательном процессе главным становится не «нормализация» ребёнка с ОВЗ, а адаптирование самой среды, в которой он будет обучаться, реализовывать своё право на образование. Инклюзия в широком смысле есть объединение разных категорий обучающихся для совместного получения образования.


В экономических науках широко представлены такие понятия как инклюзивная экономика, инклюзивная политика труда и занятости (принятие на работу людей с разным уровнем квалификации), инклюзивный рынок (оказание поддержки в обеспечении и поддержке основных потребностей населения). Идея инклюзивной экономики заключается в нахождении баланса между участниками экономических отношений, в обеспечении гражданам равного доступа к экономической независимости и установление непрерывного и беспрепятственного взаимодействия между и внутри социальных групп. Кроме того, инклюзивная экономика предполагает объединение малых компаний, что рассматривается в качестве одного из средств экономического роста [2].


Систематизируя и подытоживая изложенное выше, отметим, что термин «инклюзия» обладает полифункциональным значением. Однако во всех науках при трактовке и дефиниции этого феномена явно прослеживается общая мысль: инклюзия предусматривает объединение чего-либо или кого-либо для достижения общей цели.


ЛИТЕРАТУРА

1. Антоненко М.Н. Численное моделирование распространения упругих волн в неоднородной среде: дис. … канд. физико-матем. наук. – М., 2004. – 135 с.

2. Бухвалов Н.Ю. Методология формирования и развития высокотехнологичного сектора экономики: дис. … д-ра эконом. наук. – Екатеринбург, 2016. – 313 с.

3. Кузьмина О.С., Чекалева Н.В., Четверикова Т.Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография. – Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. – 242 с.


UNDERSTANDING THE PHENOMENOLOGY OF INCLUSION IN PEDAGOGY AND OTHER FIELDS OF CIENTIFIC KNOWLEDGE


TOLKACHEVA Valeria Dmitrievna

assistant of the Department of Defectology Education

Omsk State Pedagogical University,

Omsk, Russia


The article deals with the essence of such a phenomenon as inclusion. It is characterized from the standpoint of different Sciences. Various approaches to the interpretation of this phenomenon are noted. However, there is a common definition of the meaning of inclusion, which is expressed in the indication of association.

Key words: inclusive education, pedagogy, persons with disabilities, educational organizations, areas of scientific knowledge.


© В.Д. Толкачева, 2019

Нет комментариев Добавить комментарий