ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


Татьяна Ивановна КУЛИКОВА , Ксения Сергеевна ШАЛАГИНОВА

РИСКИ И УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


КУЛИКОВА Татьяна Ивановна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики 

ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


В статье поднимается актуальная проблема обеспечения психологической безопасности школьников в современной поликультурной образовательной среде российской школы. Автор проводит анализ существующих рисков и угроз психологической безопасности школьников и обосновывает необходимость разработки концепции и модели со специальными психологическими технологиями и приемами работы по их профилактике.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, психологическая безопасность школьников, риски и угрозы психологической безопасности.


Понятие «психологическая безопасность школьника» до сих пор не имеет однозначного и точного определения этого явления. Исследования ученых по проблеме психологической безопасности еще больше расширили многообразие подходов к ее пониманию. При этом мало изученным феноменом является психологическая безопасность учащегося в поликультурной образовательной среде. По мнению И.А. Баевой, основной угрозой психологической безопасности школьника в образовательной среде является получение им психологической травмы, наносящей серьезный ущерб позитивному развитию личности и психическому здоровью школьника [1]. Е.Б. Лактионова отмечает, что качественной характеристикой образовательной среды являются  «особенности переживания отношения ребенка к окружающему миру и людям» [5, с. 98].


Современный школьник гораздо сильнее осознает свою национальную идентичность и самобытность, поэтому проблема общения детей различных национальностей в образовательной среде приобретает особое значение. Сегодня многие школы этнически перемешаны, что позволяет проникать в образовательное учреждение таким негативным проявлениям, как взаимная непримиримость, нетерпимость и культурный эгоизм. Дети зачастую даже не представляют себе, что перед ними другая культура со своей особой логикой мышления и поведения. Неприязнь определенной группы учащихся в какой-то этнической общности, начинает проявляться в насмешках, прозвищах, которые с трудом переносятся детьми из-за культурных различий. В связи с этим, существует высокий риск возникновения конфликтов на этнической почве [7].


Рассматривая потребность школьника в психологической безопасности, мы понимаем ее как потребность личности в невмешательстве со стороны других людей. Это стремление личности сохранить свою неприкосновенность, индивидуальность, при условии сохранения себя среди других «Я».


Психологическая безопасность интегрирует процессы, свойства личности и другие ее состояния. Так, В.Г. Безюлева утверждает, что, «состояние психологической безопасности влияет на такие позитивные состояния учащегося, как дружба, симпатия к членам группы и учителям, высокая самооценка и уверенность в себе. И, наоборот, недостаточная психологическая безопасность связана с низкой самооценкой, неуверенностью, осторожностью, беспокойством, агрессивностью по отношению к другим людям, ожиданием от них недоброжелательности» [3, с. 27]. Исследователи (В.В. Рубцов, И.А. Баева, П.И. Беляева, С.К. Нартова-Бочавер и др.) отмечают, что именно в образовательном учреждении формируется рефлексивное отношение к «своим» и «чужим» этническим группам, осознание культурных различий и, следовательно, недопонимание, часто возникающее в ученической среде.


Поликультурная образовательная среда содержит ряд угроз и рисков для психологической безопасности школьников. Психологические риски различаются как по масштабу угрозы безопасности, так и по своим внутренним психологическим характеристикам. Некоторые из угроз и рисков вполне очевидны и достаточно хорошо освещены в научной литературе, наиболее распространенными из которых являются этнические конфликты, психологическая напряженность в группе, где учатся представители разных этнических групп, низкая поликультурная компетентность учителей и низкая социальная защищенность учащихся из семей мигрантов [4]. Другие психологические угрозы и риски в образовании менее очевидны, но они действуют постоянно, их трудно выявить на этапах, и они плохо осознаваемы для педагогических работников. 


Основными факторами риска в любом образовательном учреждении являются, как правило, нехватка педагогических кадров и невысокий уровень  профессиональной компетентности в области преподаваемых дисциплин, недостаточная поликультурная компетентность педагогов; недостаточно сформированные навыки межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, особенно при взаимодействии представителей различных этнических групп, низкий уровень социально-практических навыков, уровень культуры и воспитания, а также личностные особенности учащихся; недостаточность или отсутствие системы сохранения и профилактики психологического здоровья учащихся [8]. 


Рассматривая угрозы и риски психологической безопасности в образовании более подробно, следует обратиться к исследованиям И.А. Баевой, Е.Н. Волковой, Е.Б. Лактионовой [2], отмечающим, что неудовлетворение базовой потребности в личностном доверительном общении, приводит к формированию склонности к деструктивным формам поведения, негативному отношению к образовательному учреждению и нарушениям психического и психологического здоровья.


В качестве еще одной психологической угрозы стоит рассмотреть неудовлетворенность процессом взаимодействия всех субъектов образовательной среды: учащихся и их родителей, педагогов, администрации. Маркерами угрозы психологической безопасности при межличностном взаимодействии в образовании являются: невозможность высказывать свое мнение, эмоциональный дискомфорт, отсутствие самоуважения и уважения к партнеру по общению, невозможность сохранять личное достоинство, отсутствие возможности обратиться за помощью, отсутствие помощи в выборе и выработке собственных решений, недостаточный учет со стороны педагогов личных проблем и затруднений учащихся, невнимание к инициативам и предложениям со стороны педагогов и администрации.


Если рассматривать проблему в организационном аспекте, то следует выделить такие угрозы психологической безопасности школьников, как неэффективность психологической службы в образовании, отсутствие заинтересованности администрации в психологической помощи учащимся. Организационные риски безопасности образовательной среды включают переполненность групп, в которых трудно проводить личностно-ориентированное обучение и уделять внимание поликультурному обучению; наличие строгой дисциплины при отсутствии заботы со стороны учителей [5]. 

Этнопсихологические риски безопасности образовательной среды включают в себя отсутствие принятия этнопсихологических и культурных особенностей учащихся другой национальности, отвержение и предвзятое отношение к представителям других этносов со стороны однокласников и/или педагогов; этническая напряженность в межличностных отношениях между учащимися, несоответствие требований к учащимся различных национальностей со стороны педагогического коллектива. Такие риски и угрозы также снижают психологическую безопасность поликультурной образовательной среды. 

К скрытым рискам психологической безопасности поликультурного образования следует отнести интолерантное отношение к представителям других наций родителей учащихся;  скрытое непринятие учащихся других национальностей и их культурно-психологических особенностей педагогическим коллективом; недопонимание этнопсихологических особенностей своих учащихся и/или отсутствие необходимых компетенций педагогов; формальное оказание психологической помощи учащимся [8]. 


Таким образом, как скрытые, так и очевидные угрозы, и риски психологической безопасности поликультурной образовательной среды сказываются на психологическом и психическом здоровье учащихся, а также ограничивают потенциал их личностного роста. 


При анализе рисков и угроз психологической безопасности, учащихся в поликультурном пространстве следует проводить их оценку. Стоит обращать внимание на такие критерии угрозы психологической безопасности школьников, как систематичность проявлений рисков на протяжении учебного года и интенсивность, т.е. частота проявлений, на протяжении учебного года. Следует проводить анализ социального и национального состава образовательных учреждений. Необходимо определять, приводят ли рискованные условия к этнической напряженности, ухудшению психологического климата группы и образовательной организации в целом, межэтническим конфликтам, психологическим травмам учащихся или их дезадаптации.


Наличие в образовательной организации психолога и психологической службы автоматически не создаст возможность обеспечения психологической безопасности учащихся в поликультурном образовательном пространстве. Необходимо разработать концепцию и модель со специальными психологическими технологиями и приемами работы по профилактике и устранению рисков и угроз психологической безопасности учащихся на всех этапах обучения со всеми участниками образовательного процесса.



ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.

2. Баева И.А., Волкова E.H., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды/ учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009. – 248 с.

3. Безюлева Г.В. Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 192 с.

4. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии.  2011.  № 1. – С.113.

5. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М.: Педагогическое общ-во России, 2002. – 202 с.

6. Лактионова Е.Б. Развитие личности в образовательной среде // Известия Рос. госуд. ун-та имени А.И. Герцена: СПб, 2009. № 100. – С. 96 – 104.

7. Куликова Т.И. Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов // Концепт: науч.-метод.электр. журнал.  2013. № 04 (апрель). URL: http://e-сoncept.ru/2013/13086.htm.

8. Куликова Т. И., Бекбулатова А. М., Шалагинова К. С., Черкасова С. А. Психологическая безопасность школьника в поликультурной образовательной среде: Монография / Под общ. ред. Т. И. Куликовой. Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2015. – 177 с.


RISKS AND THREATS TO PSYCHOLOGICAL SAFETY OF SCHOOLCHILDREN UNDER THE CONDITIONS

OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT


KULIKOVA T. I.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

SHALAGINOVA K. S.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


The article raises the urgent problem of ensuring the psychological safety of students in the modern multicultural educational environment of the Russian school. The author analyzes the existing risks and threats to the psychological safety of schoolchildren and substantiates the need to develop a concept and model with special psychological technologies and methods of work for their prevention.

Key words: multicultural educational environment, psychological safety of schoolchildren, risks and threats to psychological safety.

© Т.И. Куликова, 2020      

© К.С. Шалагинова, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий