ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ШИРКОВА Ирина Владимировна

УДК 323.15

ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ


ШИРКОВА Ирина Владимировна

старший преподаватель

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР)


В статье рассматривается процесс закрепления и развития прав национальных меньшинств в условиях поликультурного общества сквозь призму социально-философского контекста.  На базе информационно-аналитических и нормативно-правовых источников проведен анализ термина «меньшинство». Отражены проблемы реализации прав национальных меньшинств.

Ключевые слова: права человека, права меньшинств, поликультурное общество, этнос, национальность.


Российская Федерация, является одним их крупнейших полиэтнических государств мира, что определяет развитие на ее территории поликультурной среды (реального состояния общества, в котором в едином политическом поле сосуществуют несколько значимых культурных групп, желающих создать свою специфическую идентичность).


Проблема в этнонациональной сфере, ущемление, ограничение и нарушение прав национальных меньшинств обусловили актуальность темы исследования.

В современном мировом сообществе сложно найти монокультурное государство. «Какие бы политические, религиозные, языковые и др. предпочтения не были свойственны исследователю современного общества, он вынужден признать поликультурность <…> как многообразие этносов, языков, религий, конфессий, политических векторов,  регионов <…>» [2, с.11]. Нельзя не согласиться с предложением С. Дрожжиной, при исследовании поликультурного общества использовать принцип-метафору – принцип «палитры», позволяющий культурам взаимодействовать, смешиваться, но не исчезать в результате этого взаимодействия [1].


Российское общество является поликультурным, поскольку оно объединяет людей разных этносов, национальностей со всеми формами взаимодействия и взаимовлияния. Обоснованности этому взгляду добавляет обращение к законодательству.


Центральное место в правовом регулировании прав национальных меньшинств принадлежит Конституции Российской Федерации, которая закрепила главные элементы этнонациональной политики государства с учетом международных стандартов, установленных в универсальных международных документах. Важнейшее значение имеют также поправки в Конституции, обсуждаемые в 2020 году, а именно: право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; право устанавливать «свои языки» для использования в органах государственной власти и органах местного самоуправления наряду с государственным языком (русским); право на культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, право на сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа.  Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. Владимир  Владимирович Путин еще в преддверии Года русского языка в 2006 году, выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге, подчеркнул, что  Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово, русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами. Но эти президентские слова актуальны и сегодня, и, прежде всего, для Донбасса, который с первых дней своего существования признал себя частью Русского мира ментально, этнически, исторически, религиозно с его историческими, религиозными, традиционными семейными ценностями и исторической памятью [1].


В любой стране мирное сосуществование различных меньшинств является положительным фактором, источником социального и культурного обогащения. Анализ теоретической базы, направленной на рассмотрение вопросов реализации прав и свобод человека, в частности прав национальных, языковых, религиозных меньшинств, является крайне актуальным (особенно на фоне провальной миграционной политики в Европе).


Самыми распространенными и чаще всего цитируемым является определение «меньшинство», предложенное в рамках ООН бывшим специальным докладчиком Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств – итальянцем Франческо Капоторти и ее членами – специалистами из Канады Джулиусом Дешене, из Норвегии – Асберном Эйде, из Российской Федерации – Станиславом Черниченко. В специальном докладе о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Ф. Капоторти предложил следующее определение: меньшинства – это группы, которые «количественно уступают большинству населения данного государства, находятся в недоминантном положении, а члены которых, будучи гражданами государства, имеют этнические, религиозные или языковые характеристики, отличающиеся от указанных характеристик остального населения, и проявляют, пусть даже не явно, чувство солидарности по сохранению своей культуры, традиции, религии или языка» [3, с. 96].


Российский эксперт С. Черниченко утверждает: «Меньшинство обозначает группу лиц, проживающих на территории государства, которая в принципе численно меньше остального населения этого государства, то есть такая, которая составляет менее половины населения, имеет национальные или этнические, религиозные и языковые, а также другие, связанные с ними, характеристики (культуру, традиции и т.д.), отличные от соответствующих характеристик остального населения и обнаруживает стремление к сохранению своего существования и самобытности» [4, с. 232 – 233].


Необходимо отметить, что органы ООН чаще всего применяют терминологические выражения «права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (Декларация ООН, 1992) или «лица, принадлежащие к этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (ст. 27 Международного Пакта о гражданских и политических правах, 1996г.), а уже на региональном уровне, в частности в документах ОБСЕ, Европейского Союза, Совета Европы, предпочтение отдается термину «национальное меньшинство», которое, как считается, включает все указанные характеристики (этнические, религиозные, языковые и др.).


Действующее международное право признает за лицами, принадлежащими к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам все общепризнанные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека (Международный пакт о гражданских и политических правах, п. 2 7). Однако, как справедливо отмечает Н.И. Матузов, «право на жизнь – первое фундаментальное естественное право человека, без которого все другие права лишаются смысла, ибо покойникам никакие права не нужны» [5, с.198]. В преамбуле «Декларации о праве народов на мир», принятой резолюцией 39/11 Генеральной Ассамблеи от 12 ноября 1984 года, закреплен международный принцип осуществления прав человека: «жизнь без войны служит основной международной предпосылкой для материального благополучия, развития и прогресса стран, полного осуществления прав и основных свобод человека, провозглашенных Организацией Объединенных Наций» и обязанность государств – «обеспечение мирной жизни для народов является священным долгом каждого государства» (коллективные права человека), поскольку, по утверждению С. В. Черниченко – «без обеспечения [права на жизнь] становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод» [6, с.306].


Итак, несмотря на многочисленные попытки международного сообщества, соглашения об определении термина «меньшинство», сегодня как на универсальном, так и на региональном уровнях такой международно-правовой дефиниции не принято, но большинство международных экспертов справедливо утверждают, что это не только невозможно, но и не желательно, особенно при анализе политических процессов с участием национальных субъектов, поскольку широкий диапазон и различие ситуаций, в которых находятся меньшинства и коренные народы мира, делает невозможным выработку каких-то конкретных определений, способных охватить и учесть все многообразие и всю региональную и локальную специфику.


Мы особое внимание уделяем именно правам меньшинств, то есть коллективным правам человека, потому что любое современное общество состоит из различных сообществ, которые объединяются по политическому, социальному, экономическому, этническому, религиозному, языковому и многим другим признакам, поэтому закрепление коллективных прав и обеспечение их взаимодействия с индивидуальными правами становится актуальным в современном поликультурном обществе. Ущемление, ограничение и нарушение коллективных прав (права языковых, этнических, религиозных меньшинств) привело к гражданской войне на Украине.


Этнонациональные отношения нуждаются в постоянном совершенствовании сквозь призму изменения устоявшихся представлений в методологическом освоении этой проблематики, комплексного видения ситуации на политическом, юридическом и общественном уровнях, неразрывной связи общесоциальных гарантий законности с юридическими гарантиями, концептуального осознания взаимосвязанности таких элементов как правовой статус национальных меньшинств, который прочно переплетен с этнонациональным сознанием отдельных индивидов, народов, наций, а, следовательно, предполагают глубокое философское проникновение в проблему, постижение ее сущности; закрепление особых прав национальных меньшинств, как дополнение к общим правам человека и гражданина.


ЛИТЕРАТУРА

1. Дрожжина С.В. Донбасс: возврат к истокам Русского мира : монография / Научн.ред. Дрожжина С.В.; М-во образования и науки Донец. Народ. Респ., Донец. нац. ун-т економики и торговли им. Михаила Туган-Барановского. – Донецк :  2018, 136 с.

2. Дрожжина, С. В. Мультикультурализм как концептуальная модель и праксеология понимания современного украинского социума: монография / С. В. Дрожжина; М-во образования и науки Украины, Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. - Донецк: [ДонНУЭТ], 2009. - 288 с., с.11

3.   Capotorti F. Study on the Rights of Persons Belonging to Ethnic, Religious and Linguistic Minorities / F. Capotorti. – New York: United Nations Publication, 1979. – 114 p. с. 96

4. Черниченко С. В. Теория международного права: в 2 т. / С. В. Черниченко. – М., 1999. – Т. 2: Старые и новые теоретические проблемы. – 531 с., с. 232 – 233

5. Матузов Н.И.. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов. Правоведение, 1998, №1, с. 198-212, с.198

6. Международное право. Под ред. Ковалева А.А., Черниченко С.В. – М., Омега-Л, 2006. 831 с., с. 306.


RIGHTS OF NATIONAL MINORITIES

IN THE CONDITIONS OF A POLICULTURAL SOCIETY:

SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT


SHIRKOVA Irina Vladimirovna

Senior Lecturer

GO VPO "Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky"

Donetsk, DNR


The article discusses the process of consolidation and development of the rights of national minorities in a multicultural society through the prism of the socio-philosophical context. On the basis of information-analytical and regulatory sources, the analysis of the term “minority” is carried out. The problems of the realization of the rights of national minorities are reflected.

Key words: human rights, minority rights, multicultural society, ethnos, nationality.


© И.В. Ширкова, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий