ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна, КУЛИКОВА Татьяна Ивановна

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В СОЦИУМЕ


КУЛИКОВА Татьяна Ивановна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики 

ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


Многочисленные исследования говорят о том, что дети из неполных семей имеют низкую самооценку, склонны к самоуничижению, проявляют высокий уровень тревожности. Подростки из неполных семей чаще других детей сталкиваются со школьными трудностями, преодолеть которые самостоятельно они не могут. Такие ситуации приводят их к эмоциональным переживаниям, напряжению, беспокойству, озабоченности, нервозности и пр.

Ключевые слова: подростки, неполная семья, адаптация в социуме, совладающее поведение.


Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В  одних  случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в  других  они  обнаруживают свою тревожность лишь время от  времени,  в  зависимости  от  складывающихся обстоятельств [1].

В зарубежной психологии хорошо изучены такие явления, как страх перед школой, школьная тревожность, избегание школы (Clyne, Phillips, Fransis, Svingen). Причиной возникновения школьной тревожности являются не сам по себе неуспех ребенка в учебной деятельности и даже не низкая оценка достижений со стороны значимых других, а  переживания школьника по поводу этого неуспеха. Особенно этому подвержены подростки с недостаточной сформированностью личностных качеств, способствующих конструктивному преодолению фрустрационных и стрессовых ситуаций. В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка чувство уверенности, надежность в его взаимоотношениях с родителями.


Многочисленные исследования говорят о том, что дети из неполных семей имеют низкую самооценку, склонны к самоуничижению, проявляют высокий уровень тревожности. Подростки из неполных семей чаще других детей сталкиваются со школьными трудностями, преодолеть которые самостоятельно не могут [2]. Такие ситуации приводят к эмоциональным переживаниям подростков, напряжению, беспокойству, озабоченности, нервозности и пр.


В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических способов совладания как фактора успешной адаптации детей в социуме (Л.И. Анцыферова, Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, Е.П. Ильин, А.Р. Кудашев, С.К. Нартова-Бочавер, А.А. Реан, М.С. Яницкий и другие). Поэтому возникает необходимость в изучении стилей защитно-совладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях. Изучением процесса возникновения стрессовых реакций, способов их профилактики и коррекции поведения личности  в стрессовых ситуациях занимались такие зарубежные исследователи, как Дж. Адамс, Дж. Амирхан, Р. Лазарус, C. Петерсон, M. Селигман, Г. Селье, M. Тейлор, К. Элдвин и другие.


Теоретическое исследование данной проблемы потребовало ее эмпирического изучения. В нашем исследовании мы определили две экспериментальные группы: 1-я группа – подростки из полных семей; 2-я группа – подростки из неполных семей. Цель данного исследования состояла в изучении копинга и выявлении возможности использования определенных форм копинга как способности защиты личности. В качестве диагностических методик для исследования личностных особенностей подростков и копинг-поведения были определены следующие: опросник самоуважения М. Розенберга; методика изучения уровня самооценки и уровня притязаний  Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; тест школьной тревожности Филлипса; методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий».


По результатам опросника самоуважения М. Розенберга было установлено, что количество подростков с заниженным уровнем самоуважения в обеих группах одинаково (по 62,5%), тем не менее, в группе подростков из неполных семей показатель самоуважения гораздо ниже, чем в группе подростков из полных семей. Однако в этой же группе наблюдается более благоприятная ситуация с переживанием самоуничижения. Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что подростки с высоким уровнем самоуважения в большей степени склонны к «самокопанию» и самоуничижению.  


По методике изучения уровня самооценки и уровня притязаний  Дембо-Рубинштейн общий показатель уровня самооценки в группе подростков из полных семей соответствует высокому уровню. В группе подростков из неполных семей этот показатель соответствует среднему уровню самооценки. Уровень умственных способностей подростки из неполных семей оценивают несколько ниже, чем подростки из полных семей.  Наибольшее расхождение наблюдается в уровне самооценки по параметру «авторитет у сверстников».


Обратившись к результатам теста школьной тревожности Филлипса, мы определили следующее. В обеих группах выявлено равное количество испытуемых (12,5% в каждой группе) с высоким уровнем тревожности в школе, связанной с различными формами включения подростков в жизнь школы. Испытуемые подростки как из полных, так и из неполных семей в одинаковой степени (по 62,5%) испытывают низкий уровень тревожности в переживании социального стресса. Еще 12,5% подростков  из группы полных семей  имеют высокий уровень тревожности в самовыражении. При этом они испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 12,5% испытуемых из полных семей и  25% испытуемых из неполных семей имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, что снижает приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.


Анализируя результаты методики Д. Амирхана, мы выявили следующее. Подростки из полных семей (25%) при возникновении трудной ситуации, пытаются различными способами разрешить проблему, что говорит о средней степени выраженности стратегии «Разрешение проблем». Таким же образом действуют 25% подростков из неполных семей. Что касается остальных испытуемых, то подростки как из полных семей (75%), так и из неполных семей (62,5%), имеют низкий уровень выраженности стратегии «Преодоление проблем», при этом они прибегают к социальной поддержке, просят помощи у друзей, родителей. Важно отметить,  что подростки из неполных семей (87,5%) чаще других ищут социальную поддержку. 37,5% испытуемых из неполных семей и всего лишь 12,5%  подростков из полных семей иногда избегают существующих проблем, пытаются отвлечься от проблемы, стараются заниматься другими делами.


Определяя эффективность совладающего поведения подростков из неполных семей, мы определили условные уровни копинга: высокий, средний и низкий. Высокий уровень является показателем эффективного копинга и характеризуется выраженностью трех копинг-стратегий. Средний уровень характеризуется выраженностью двух копинг-стратегий, в связи с чем средний уровень может быть представлен тремя вариантами. Низкий уровень характеризуется выраженностью только одной копинг-стратегии и также имеет три варианта. Понимая под выраженностью копинг-стратегии относительный показатель ≥ 55%, можно сделать следующие выводы. По среднегрупповому показателю у подростков из полных семей выявлен средний уровень копинга. В группе подростков из неполных семей выявлен низкий уровень копинга. Таким образом, подростки из полных семей способны к более позитивному самообладанию, чем подростки из неполных семей, но ни в одной группе копинг подростков нельзя назвать эффективным.


Полученные в ходе исследования результаты подтверждают наше предположение о том, что в состоянии ситуационной тревожности подростки из неполных семей демонстрируют низкую выраженность эффективного копинга. Неэффективное владение копингом обусловлено как внутренними так и внешними факторами: самоунижение, низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, отсутствие образца эффективного поведения, нарушение социальных связей с семьей и сверстниками.  


ЛИТЕРАТУРА

1.  Аведисова А.С. Копинг и механизмы его реализации. Аналитический обзор / А.С. Аведисова, Л.С. Канаева, Д.Ф. Ибрагимова // Российский психиатрический журнал. 2002. ‒ № 4. ‒ С. 59-64.

2.  Аргентова Т.Е. Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста / Т.Е.Аргентова, Е.В. Тополова // Сибирский психологический журнал. ‒ 2007. № 25. ‒ С. 67-72.


COMPONENT BEHAVIOR AS A FACTOR OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF TEENAGERS

FROM INCOMPLETE FAMILIES IN SOCIETY


KULIKOVA T.I.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

SHALAGINOVA K.S.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


Numerous studies suggest that children from single-parent families have low self-esteem, are prone to self-destruction, and show high levels of anxiety. Adolescents from single-parent families are more likely than other children to face school difficulties that they cannot overcome on their own. Such situations lead them to emotional experiences, tension, anxiety, concern, nerves, etc.

Key words: teenagers, incomplete family, adaptation in society, controlling behavior.

© Т.И. Куликова, 2020      

© К.С. Шалагинова, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий