ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


РОМАДЫКИНА Виталия Сергеевна

НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: ЛИНГВОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


РОМАДЫКИНА Виталия Сергеевна

кандидат философский наук, доцент

профессор кафедры философии

 ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского»

г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР)


В статье рассматривается национальная идея как сложный социальный феномен. Как объектная сфера реальности (на примере искусства: художественной литературы), как совокупность философско-политических, идеологических, мировоззренческих установок сознания. Используемый лингвосемантический подход к анализу национальной идеи, позволяет через концептуальные элементы семантики выявить смысловую, сущностную и содержательную стороны данного социокультурного понятия.

Ключевые слова: национальная идея, нация, этнос, народ, всеединство.


Среди огромного разнообразия явлений, понятий, проблем, что являются неотъемлемой частью бытия современного человека, сегодня важно выделить те, что в период кризиса значительно набирают силу и влияют на жизнь наций, народов, обществ. Одним из таких уникальных и чрезвычайно сложных социокультурных феноменов − национальная идея.


В рамках методологической проблематике социальной философии необходимым является философское обоснование данного понятия, а также выявление его сущностных характеристик и их взаимосвязей.


Данная статья посвящена анализу одного из аспектов содержательной стороны национальной идеи как социокультурного феномена, вокруг которого разворачиваются не только публичные обсуждения наиболее значимых общественных проблем, но и дискуссии, дебаты политиков, представителей общественных организаций, ученых, журналистов, содержащих в основе своей суждения беспокойства глубокими социокультурными расколами, несущими деструкцию прежней национально-культурной идентичности, ослабляя исторически сложившиеся традиции народов.


Кроме того, сегодня главным выступает не столько поиск исходных позиций, способствующих научной разработке национальной идеи, которая бы вобрала основные концепции государства на территории геополитического пространства, сколько создание такой стратегической парадигмы в виде общественной интегративной идеологии как мировоззренческой базы для человеческих взаимоотношений, и прежде всего распространялась на становление личности, ее духовность, гражданскую позицию, влияла на формирование ее сознания и самосознания.


Актуальность выбранной темы определяется проблемами поликультурного общества и полиэтнических регионов, будущее которых зависит не только от гармоничного сосуществования всех составляющих общества, но и от национальных ценностей, исторического прошлого и внешнеполитической ориентации, а также от языкового, конфессионального и духовного состояния. А поскольку общество столкнулось с проблемой поиска новой национальной идеи, которая могла бы объединить людей на основе демократических принципов, вопрос значимости данного феномена весьма очевиден.


Степень исследования. Национальная идея как социальный феномен была предметом исследования в различных философских направлениях: в рационализме, в классической немецкой философии (Гегель и его национальная идея объединения германского народа в единое государственное образование).


Одновременно эта проблема актуальна и для отечественной философской мысли, так, скажем, в работах: В. Соловьева,  Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Фёдорова.  В трудах выдающихся мыслителей в области этнополитики и этнопсихологии таких как: В. Вернадского, М. Драгоманова, Н. Михновского, А. Чижевского. И это не полный список. Тем не менее, не беря в качестве основной цели нашей работы анализ предыдущих авторов, мы бы хотели остановиться на лингвосемантическом аспекте, который присутствует в различных контекстах: в искусстве (художественной литературе, в социально-политической литературе, в кинематографии); в фундаментальных философских исследованиях; проглядывается в качестве руководящей идеи, ни всегда рационально осмысленной, проговоренной − в журналистике. Для того, чтобы быть строгим по отношению к социально-философскому исследованию нужно точно определить границы этого понятия. Мы полагаем, что границы понятия «национальная идея» достаточно размыты и широки, тем не менее, требуют четко лингвосемантического, смыслового и семантического обоснования.


Целью статьи является выяснение содержания и смыслов в понятии «национальная идея», через многообразные интеллектуальные ориентиры семантики, используя произведения искусства (литературу), философские труды.

Сказанное выше обусловливает постановку задач данной статьи:

– раскрыть сущность содержания понятия "национальная идея";

– рассмотреть изменения интерпретаций этого понятия;

– доказать необходимость формирования национальной идеи как неотъемлемой составляющей нации.


К сожалению, в научной литературе нет общепринятого определения национальной идеи, но вместе с тем, существуют различные подходы к его пониманию, в контексте которых выдвигаются как методологические принципы, так и критерии, пути формирования и условия ее реализации.


Мы придерживаемся той мысли, что национальную идею нельзя изобрести, нельзя выдумать, а можно только выявить [5].


Как известно, национальная идея возникает тогда, когда нация как ее субъект в своём духовном и культурном развитии достигает высокого уровня осознанной уникальности среди других народов мира и наций. Современные исследователи рассматривают национальную идею с философского, исторического, политологического, культурологического и других подходов. Именно этим и объясняется диапазон разночтений, иногда даже противоречивых, что еще раз подчеркивает: выявление национальной идеи включает в себя комплексный анализ.


Исследуя национальную идею на стыки границ гуманитарных и социальных наук, обращаясь не только к лингвистики и философской герменевтики, но и к истории культуры, мы сталкиваемся с динамическими изменениями значений, в которых отражены симптомы трансформаций культурных парадигм, эпистем (систем знаний) и дискурсов.


Наше внимание к конструкциям дискурса обусловлено и еще одной важной причиной: выявление конструктивной роли понятия «национальная идея» позволит нам, с одной стороны − анализировать эпистему как систему смыслов, неподвластную индивиду, а с другой − локализовать и прояснить роль и значение исследуемого объекта в конструировании действительности.


Следовательно, для того, чтобы выявить содержание и смыслы в понятии "национальная идея" необходимо, в первую очередь, определить сущностные характеристики данного феномена, используя лингвосемантический подход. Наше исследование не сводится к определению смысла понятия «национальная идея» только на уровне лексики, скорее на других уровнях языка, таких как: коммуникации и трансляции, включая операции преобразования и передачу сообщений(сигналов, информации, знаний), используя исторические смысловые сдвиги, выражающиеся в смене риторических стратегий, поэтической образности, системы художественных и речевых жанров [6].


В качестве примера вспомним философскую концепцию в творчестве Ф.М. Достоевского. По мнению автора: «русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях» [ 2, с. 37]. Пожалуй, речь идет о любви, сострадании, милосердии, толерантности.  «К числу таких скрытых в русском народе идей – идей русского народа – и принадлежит название преступления несчастием, преступников несчастными. Идея эта чисто русская» [3 , с. 20].


Сострадание и милосердие даже по отношению к преступнику, ощущение ответственности за всё зло вокруг, вера в благотворность и целительность соборности – это и есть, по мнению Достоевского, ценнейшие отличительные качества русского духа. «Их воскресила любовь» – идея знаменитого романа «Преступление и наказание» в уникальной художественно-философской форме выражает «русскую идею».


Идеи, выражающиеся в форме художественных образов, у разных людей вызывают различные и даже противоположные по смыслу значения. И на первый взгляд, художественный образ − это не одна, а комплекс идей, понять, постичь значения которых однозначно очень трудно, но возможно. Хотим заметить, что национальная идея, выраженная в художественной форме, транслирует смысловую нагрузку наиболее понятно благодаря характерным для искусства особенностям выражения и восприятия информации. Не случайным является тот факт, что все религии, а также идеологии, выражающие церковные организации преимущественно используют художественную форму изложения информации. Следует обратить внимание на то, что художественный образ несет в себе обобщение, имеет типическое значение. Если в окружающей действительности соотношение общего и частного может быть различным, то образы искусства всегда яркие: в них сосредоточено концентрированное воплощение общего, существенного в индивидуальном. Сюжеты творческих историй могут быть основаны на реальных событиях, а герои произведений иметь прототипы.


На примере святой, «божеской» любви как неотъемлемой составляющей русского народного духа и важности ее в жизни каждого человека ярко выражена в творчестве Л.Н. Толстого. Знаменитые герои писателя сложными жизненными путями шли к открытию выстраданных и от этого ещё более ценных истин. Левин, герой романа «Анна Каренина», приходит к выводу: «очевидное несомненное проявление божества – это законы добра, которые явлены миру откровением, и которые я чувствую в себе, и в признании которых я не то что соединяюсь, а волею-неволею соединён с другими людьми в одно общество верующих, которое называют церковью» [12, с. 425].


Идея соборной связи всех верующих, легла в основу учения В.С. Соловьёва в лекции «Русская идея», прочитанной и опубликованной в Париже в1888 году, Соловьёв рассматривал человечество как «великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации» [9, с. 228]. Отсюда следует, что истинная национальная идея заключается в «органической функции», возложенной на тот или иной народ Богом и, по мнению Соловьёва, состоит в том, чтобы «всем сердцем и душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода…» [8, с. 717].


В своих размышлениях он приходит к выводу, что истинная идея нации − «есть нечто иное, как образ их бытия в вечной мысли Бога» [10, с. 221].


Философ предлагает рассматривать «человечество как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации» [10, c. 220], где у каждого народа свое назначение, своя Богом данная миссия и судьба.


Принцип всеединства исповедует и выдающийся русский мыслитель Н.Ф. Фёдоров. По его мнению: «жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [13, с. 166].


Как видим, у Л.Н. Толстого движущей силой духовного единения людей являются законы добра; у Достоевского – страдание и сострадание; у В. С. Соловьева и Н.Ф. Федорова − всеединство, что не противоречит одно другому, а в совокупности подтверждает глубину русской идеи.


Следовательно, если национальную идею выразить в форме художественного образа, то можно утверждать, что национальная идея – неопределенное количество идей, которые называются национальной идеологией народа, мировоззрением, правовыми, религиозными, научными убеждениями.


Теоретическому осмыслению понятия «национальная идея» также уделяют внимание многие ученые и философы, находя в нем все новые и новые конструкции дискурса, что помогает проследить, как меняется со временем смысл и содержание этого понятия.


В современном философском словаре национальная идея – это «проблема смысла бытия данного этноса» [7, с. 313].


В этносоциологическом словаре-справочнике − «это элемент, часть национального сознания» [1, с. 45].


В статье: «Национальная идея российского народа» Телемтаев М. определяет национальную идею как:

− принцип устройства жизни народа;

− принцип устройства жизни, который надо осуществить в будущем;

− конструктивно выраженная мечта о будущем;

− целостный принцип устройства жизни народа, выражающий ум, разум и душу всех поколений народа – предыдущих, живущих, будущих [11].


К этим принципам важно добавить, на наш взгляд, еще два основополагающих, которые регулируют внутри этническую организацию образа жизни русского народа:

– принцип соборности, т.е. духовного единения людей, как в церковной, так и в мирской жизни;

− принцип терпимости, как регулятор в области межэтнических отношений (межнациональных).


По мнению И. Ильина идея нации есть «творческое единение людей в общем и сообща творимом лоне − в национальной духовной культуре, где все достояние родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) − едино для всех. Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа [4, с. 200].


Как видим, на сегодняшний день понятие «национальная идея» не имеет четкого определения, но вместе с тем, существующее множество определений философов, политологов, социологов, филологов и др. ученых, которые по своей сути едины в том, что национальная идея напрямую связана с вопросами истории возникновения и развития нации, с характеристикой ментальности этноса, с возможностью единения; с исторической миссией и рядом других вопросов, характеризующих народ. Национальная идея осмысливается как систематизированное обобщение таких понятий, как: «национальное самосознание», «народ», «этнос», «нация», «религия». Данный феномен от философских и религиозно-мистических оснований переходит к социально-ситуативному и к конкретно-политическому аспекту своего существования, следовательно, является философской, этнонациональной и государственно-политической категорией.


ЛИТЕРАТУРА

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. – Ставрополь:  СГПУ, 1994. – 100 с.

2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского : с многочисленными приложениями. − Петроград : Книгоиздательское Товарищество "Просвещение", 1911-1918. − (Всемирная библиотека : собрания сочинений известных русских и иностранных писателей).Т. 18 : Братья Карамазовы : роман в 4-х частях с эпилогом. Ч. 4. – 449 с..

3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 12. – 448 с.

4. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т.1 / Сост. и коммент. Ю. Л. Лисицы. –  М.: Русская книга, 1993. – 480 с..

5. Орлов И.Б. Национальная идея России в истории мысли // Национальная идея России. Коллективная монография. В 6 т. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2012.  - С. 59-79.

6. Понятия, идеи, конструкции: Очерки сравнительной исторической семантики – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – Серия: «Интеллектуальная история».

7. Современный философский словарь / Под общ.ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. – 4-е изд., испр. и доп. − М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. − 823 с.

8. Соловьев В.С. Русская идея. Три силы. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии.− Директ-Медиа, 2010. –  819 с.

9. Соловьёв В.С. Русская идея // Сборник произведений русских мыслителей. – М., 2004. – 512 с.

10. Соловьев В.С. Русская идея. Сочинения в 2-х т. Т.2. – М.: Правда, 1989. – 735 с.  

11. Телемтаев М. Национальная идея российского народа / Современныеисследования социальных проблем (электронный научный журнал), №1 (09) ,2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-ideya-rossiyskogo-naroda

12. Толстой Л. Анна Коренина: Роман. Ч. 5-8.− СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.− 464 с.

13. Фёдоров Н.Ф. Сочинения / под общ.ред. А.В. Гулыга; вступ. ст., примеч. и сост. С.Г. Семеновой. М.: Мысль, 1982. − 711 c.


THE NATIONAL IDEA AS A SUBJECT OF SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS: LINGUOSEMANTIC ASPECT


ROMADYKINA Vitalija Sergeevna

Candidate of Philosophical, docent,

Professor department of Philosophy

GO VPO Donetsk National University of Economics and Trade named

after Michael Tugan-Baranovsky

Donetsk city, DNR


The article considers the national idea as a complex social phenomenon. As an object cave of reality (on the example of art and literature), as a set of philosophical and political, ideological, world outlook attitudes of consciousness. Used linguosementic approach to the analysis of national idea allows using conceptually elements of semantic to identify the semantic content side of this socio-cultural concept.

Key words: national idea, nation, ethnos, people, unity.

© В.С. Ромадыкина, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий