ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ПЛОХОВА Ирина Анатольевна

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ


ПЛОХОВА Ирина Анатольевна

кандидат социологических наук, доцент, кафедра педагогики и социальной работы

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

г. Ульяновск, Россия

 

В статье рассмотрены институциональный, функциональный и культурный подходы в выборе образовательных стратегий, определены виды современных образовательных стратегий, представлены результаты социологического исследования.

Ключевые слова: образовательные стратегии, социологический аспект, объективные и субъективные факторы образовательных стратегий.


В последние тридцать лет в российском обществе усилился интерес всех слоев населения к высшему образованию как средству достижения более высокого или нового социального положения. Это привело к «массовизации» образования, а также к выбору новых образовательных стратегий. В каждом российском регионе сложилась своя система высших учебных заведений с особым соотношением государственных и негосударственных вузов, уровнем цен на образовательные услуги и доступности образования. Перечисленные процессы показывают наличие понятия «образовательные стратегии высшего образования», требуют его социологического, экономического осмысления, более детального изучения.


Вопросы образования рассматривались на протяжении всей истории развития общей и профессиональной школы. Концепция естественного отбора появилась в эпоху античности, критерии получения образования которой определялись следующим образом: исключая всякую возможность наследования, предполагая полное равенство всех людей, каждый может и должен проявить свои способности. Люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости, должны посвятить себя философии и служению государству. Те, кому свойственна храбрость, доблесть, бесстрашие, должны посвятить себя военному искусству. Третьи, лишенные всех этих качеств, должны стать ремесленниками и земледельцами. Таким образом, необходимо учитывать естественные природные задатки человека и в соответствии с этим обеспечивать получение того или иного направления в образовании.


С конца ХIХ начала ХХ веков вопросы образования изучались с помощью институционального анализа таким учеными как О.Конт, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи и др. В их трудах образование определялось как инструмент передачи знаний, институт, выполняющий определенные функции, место, в котором происходит формирование гражданина общества».


Принципиально новый институциональный анализ профессиональной школы как социальной системы стал возможен благодаря исследованию взаимодействия социальных институтов и бюрократии в работах М. Вебера, который считал, что способные люди могут продвигаться к богатству и власти независимо от их начального социального положения благодаря образовательным системам. Но даже внутри такого общества образовательные системы предоставляют большую выгоду тому человеку, который изначально уже имел какие-то преимущества перед прочими [1].


Основой структурно-функциональной теории Парсонса стало положение о действии, которое является системой и имеет функции, соотнесенные с предлагаемыми социальными целями. «Действие образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и … успешно их реализуют. Слово «осмысленный» предполагает, что представления осуществляются на символическом и/или культурном уровне» Свои намерения люди формируют собственными целями, потребностями, а также структурами, их окружающими. Структуры образования служат средством, при помощи которого реализуются «осмысленные намерения» [2].


Бурдье, определив концепцию жизненных стилей и практик, разработал представление о роли символического или культурного капитала людей, в которого формируются социальные практики. Практика есть продукт отношений между ситуацией и «габитусом». Бурдье установил связь между социальной структурой и повседневной практикой людей через систему ментальных диспозиций – «habitus». [3]. Бурдье объясняет образовательные стратегии через воспроизводство социально-культурных правил, стиля жизни, которые диктует habitus – совокупность социальных отношений, система установок и ориентаций, распространенных в социальной группе. Сформированный стиль жизни объединяет экономические и культурные компоненты. Использование концепции жизненных стилей и связанных с ними социальных практик позволяет синтезировать объективные и субъективные факторы образовательных стратегий.


Таким образом, в истории социологии определены несколько направлений в выборе образовательных стратегий. Образовательные стратегии возможно осуществить на основе осмысленных, осознанных действий, характеризующихся субъективными и объективными факторами: а) по наличию личных способностей и знаний, образовательных ценностей и профессиональных традиций; б) по наличию желания получить образование в зависимости от дохода, имущественных возможностей, социального происхождения.


С целью выявления современных образовательных стратегий был проведен социологический опрос в школах г. Ульяновска и Ульяновской области. Была применена детерминированная выборка по территориям школ – по 16 школ города и крупных районных центров области. Всего было опрошено 1010 учащихся 11 классов, что составляло 19,4 % генеральной совокупности всех школьников, получивших аттестаты о среднем образовании в 2019 году. Необходимо отметить, что вопросы анкеты были направлены на определение образовательных траекторий старшеклассников на территории родного края, т.е. г. Ульяновска и Ульяновской области.


В ходе исследования было выявлено, что около 12,6 % опрошенных не знают в какой вуз они хотели бы поступить, какую будущую профессию выбрать, в какой сфере деятельности связать свою дальнейшую жизнь, при этом все ответили утвердительно о поступлении в высшее учебное заведение. Можно говорить, что данная часть старшеклассников не имела никаких стратегий в области дальнейшего образования, рассматривая высшее учебное заведение как смену учреждения, в котором будут проводить время. Так же можно утверждать, что эта тенденция отрицательно скажется как на качественном обучении этих детей, так и на качественном приобретении ими образовательных услуг. Данный факт требует дальнейшего изучения и выработки совместных действий средней и высшей школ, органов региональной и муниципальной власти.


В ходе анкетного анализа определено, что остальные 87,4 % старшеклассников имеют выраженные образовательные стратегии, при этом 33,7 % опрошенных намерены подавать документы в высшие учебные заведения других регионов, а 8,7 % – также определены уехать из родного региона, но  вузы Ульяновска ими рассматриваются как запасной вариант.


Интересно рассмотреть процентное соотношение в выборе образовательных стратегий старшеклассников. Опрос показал, что только у 21,88 % старшеклассников основной причиной поступления в вуз были следующие показатели – «есть вуз, факультет, направление подготовки/профиля, которое мне нужно», «здесь достойное образование выбранного мною направления», «здесь нет нужного вуза, направления подготовки/профиля, которое мне нужно», «там качественнее образование», «здесь недостаточно развита моя сфера, поэтому образование не на высоком уровне». Необходимо отметить, что в ответах старшеклассников не определялись проблемы социально-экономического, территориального характера. Также ими не озвучивались такие стороны как престижность, интерес, бюджетные места или даже негатив по отношению в вузу, региону. Данной социальной группой определен социальный выбор и выбраны дальнейшие образовательные стратегии в совокупности с профессиональной практикой.


В ходе анализа анкетных данных определено, что более чем у 3/4 опрошенных (78,12 %) основными причинами поступления в вуз/отъезда из региона являются – «близко к дому», «удобно жить с родными», «нет возможности уехать», «здесь проще поступить, больше вероятность получения бюджетного места», «родители настаивают, знакомые рекомендуют», «не хочу жить в общежитии, проблемы с жильем», «хочу в более престижный вуз», «не важно, где учиться» и т.д. Необходимо отметить, что данная часть выпускников (и их составляет большинство) имеет осмысленные образовательные стратегии объективного характера, т.е. не связанные с их образовательными наклонностями, способностями, традициями и ценностями. Основными составляющими в выборе образовательных стратегий являются престиж, удобство, чьи-либо рекомендации и наставления.


Важно отметить, что такие позиции как «предприятия, учреждения сотрудничают с вузами и есть возможность дальнейшего трудоустройства», «здесь есть перспективы трудоустройства после обучения» практически не рассматривались как варианты ответов в выборе образовательных стратегий. Такие же ответы как «здесь трудно найти работу после вуза», «здесь низкие заработные платы», «здесь плохие условия жизни» встречались в два раза чаще для дальнейшего профессионального выбора.

Таким образом, данное социологическое исследование еще раз подтверждает, что отношение населения к выбору образовательных стратегий строится в основном из объективных факторов, определяющих экономическую, территориальную, статусную составляющие. Субъективные факторы осознанных действий в выборе образовательных стратегий в настоящее время нуждаются в дополнительном освещении среди населения.


Исследование выполнено в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-410-730003 «Анализ конъюнктуры рынка высшего образования Ульяновской области».


     ЛИТЕРАТРУРА

  1. Вебер, М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост. общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
  2. Парсонс, Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 386 с.
  3. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть. – М.: Начала, 1994. – 265 с.


SOCIOLOGICAL ASPECT OF EDUCATIONAL STRATEGIES


Plokhova Irina Anatolyevna

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Pedagogy and social work

FSEI HPE «Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova»

Ulyanovsk, Russia


The article considers the institutional, functional and cultural approaches in the choice of educational strategies, identifies the types of modern educational strategies, and presents the results of a sociological study.

Key words: educational strategies, sociological aspect, objective and subjective factors of educational strategies.


© И.А. Плохова, 2019 


Нет комментариев Добавить комментарий