ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ПЕТРОВА Елена Игоревна

УДК 101.1::316

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДА ДОНБАССА


ПЕТРОВА Елена Игоревна

старший преподаватель

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР)


В статье рассмотрены, проанализированы и доказаны социально-экономические предпосылки  сложившиеся для формирования региональной идентичности Донбасса, проведён исторический анализ формирования Донбасса как особого региона с собственной уникальной социокультурной средой. Предложена трактовка понятия «региональная идентичность» как часть общей идентичности и проанализированы факторы её формирования.

Ключевые слова: региональная идентичность, этнос, самосохранение, идентификация, общественное сознание, индустриализация, менталитет.


В условиях глобальной трансформации современный мир переживает кризис идентичности. Общественное сознание в эпоху крупномасштабных социальных изменений, не успевает адаптироваться к возникающим практикам. Происходящие изменения в самой основе социокультурных укладов, в привычных способах жизнедеятельности, разнообразные конфликты приводят к потере индивидом привычного восприятия устойчивой целостности мира. Эти условия приводят к актуализации процесса идентификации.


Этнос, как и личность, является рефлексивной системой и обладает идентичностью, несет в себе черты неповторимой и уникальной индивидуальности. Идентичность же концентрируется в истории народа как результат его самосохранения.


Под идентичностью принято понимать свойство человеческой психики в определенной форме выражать индивидом свою принадлежность (соотнесенность) к другим социальным, национальным, политическим, языковым, расовым, конфессиональным и иным сообществам, и отождествлять себя с каким-либо индивидом, являющимся воплощением    общих черт, присущих для той или иной группы.


Региональную же идентичность можно определить, как восприятие индивидом себя как части «воображенного сообщества» (согласно определению Б.Андерсона) [1], которое основано на единстве территории проживания, истории и традиций, ценностных установок и ориентаций, социального и культурного уровня, определенного образа жизни. То есть, региональная идентичность является формой коллективной идентичности, при которой каждый индивид идентифицирует себя в пространстве и времени, соотносясь с внешним миром согласно ценностному, эмоциональному, регулятивному аспектам. И хотя содержание и пути формирования региональной идентичности могут иметь различия, этот феномен базируется на существенных отличиях культурного, языкового, хозяйственного, исторического или религиозного характера между регионами в рамках единого государственно-политического строя.


Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по данной проблематике дает возможность отметить особое внимание к ней таких ученых, как Андерсон Б. [1], Губарев В.К.[2], Крутова Л. А. [3], Мамутов В[4], Марчуков А. [5], Пенькова О. Б. [3], Супиков В.Н. [6] и др.


Целью данного исследования является анализ экономических основ становления региональной идентичности народа Донбасса как части Русского мира.


Региональная идентичность имеет универсальную структуру, формируется лишь в социуме, в ходе непрерывного процесса социализации личности и внутренне присуща каждому индивиду. Сам процесс социализации сказывается на формировании у индивида личностных установок и убеждений, которые будучи освоенными человеком в определенный период, воспроизводятся в обществе в целом.


Один из исследователей феномена региональной идентичности В.Н. Супиков, выделяет несколько основных факторов формирования региональной идентичности: генезис и основания регионообразования (исторические, политико-управленческие, социальноэкономические, национально-этнические, культурные; физико-географические и др.);  качество жизни;  ментальность регионального социума; человеческий потенциал региона; вектор развития (включая направление и динамику развития): инновационное, модернизационное, стагнирующее, деградационное  [6]. Следовательно, региональная идентичность является как индивидуально-личностным, так и социально-групповым явлением.


Одной из форм социальной адаптации к новым социальным реалиям стало формирование и усиление региональной идентичности на тех территориях, которые отличались устойчивой историко-культурной, экономической и социальной спецификой. Таковой территорией является территория Донбасса. В пределах этого региона постепенно выстраивается специфическая модель региональной идентичности, имеющая ярко выраженную мировоззренческую составляющую.


Исторически идентичность народов Донбасса сформировалась как вариант русской идентичности и данный феномен находится в настоящее время в явной динамике.

Основной философией Донбасса является труд, живые легенды, сильное осознание общности территории. Описание истории становления данного региона происходит через раскрытие темы народа-труженика, который в условиях нищеты, постоянной опасности для жизни, обусловленной особенностями труда шахтера и металлурга, эксплуатации и наличия сложной  социокультурной среды,  сумел построить в дикой засушливой степи один из самых крупных промышленных центров Европы, создал крупнейшую в Европе агломерацию.


Истоки формирования Донбасса как особого региона можно найти еще в XVIII веке. Именно в это время для создания новой топливной и металлургической базы Российской империи данная территория подверглась значительным экономическим и демографическим преобразованиям.


К этому времени причисляется и начало промышленной добычи каменного угля и черной металлургии. В этот же период впервые было упомянуто название «Донецкий бассейн» (ставшее в сокращенной форме названием края) в статье написанной Е.П. Ковалевским(«Опыт геогнастических исследовний в Донецком горном кряже»), крупным ученым и организатором трех геологических экспедиций по поискам залежей каменного угля, впоследствии ставшим министром финансов России. Развитие угольной промышленности, с которой связаны процессы индустриализации, обусловили специфику данного региона.


Середина XIX столетия ознаменована и началом бурного железнодорожного строительства. Для него необходимы металл и уголь, что имелось в достатке в донецких степях, которые географически находились рядом с азовскими и черноморскими портами.


Уже к началу XX столетия на Донбассе существовало более 300 различных предприятий металлообрабатывающей, химической и пищевой промышленности. Железные дороги создали возможность соединения донецкого угля и криворожской стали, что определило благоприятные условия для развития тяжелой промышленности.


Экономическое становление региона осуществлялось под влиянием трудовых миграций. Во второй половине XVIII века началась масштабная миграция донских и запорожских казаков, беглых крестьян с Левобережной Украины и Юга России. Результатом ее стало то, что уже к середине следующего века население территории современного Донбасса увеличивалось во много раз быстрее, чем в других регионах России. Данный процесс сыграл важную роль в формировании народонаселения региона и оказал огромное влияние на его этническую и культурную основу. Приток русских мигрантов в различные исторические периоды, их преобладание в промышленных центрах Донбасса обусловили превосходство в этнокультурном пространстве края русского языка, русских традиций, русской культуры. За сравнительно небольшой по меркам истории период на территории Донецкого края сформировалась особая общность людей, менталитет и генетическую память которых отличает единение с русским миром и русским началом.


По утверждению донецких историков Л.А. Крутовой и О.Б. Пеньковой, после того как Донецкий край вошел в состав Российской империи (XVIII-начало XIX в.в.) как крупный историко-культурный регион: «Его отличительной чертой было то, что заселение, инфраструктура, образ жизни здесь сформировались на протяжении сравнительно короткого времени. Довольно быстрыми темпами шло его хозяйственное освоение».  Это один из регионов Российской империи, где негативное влияние крепостничества наименее сказывалось на его экономическом развитии» [3, с.55]. Развитие промышленности «<…> нуждалось в большом количестве рабочих. Это обусловило появление в нашем крае новых переселенцев. Со всей Российской империи в Донбасс на заработки приезжали люди. Менялась социальная структура края. Еще более разнообразным стал этнический состав населения. Основную часть жителей Донбасса составил пролетариат. Эта особенность в дальнейшем определила историческую судьбу региона. Промышленная буржуазия и промышленный пролетариат сыграли важнейшую роль не только в экономической, но и политической жизни Российской империи. В 1930-е годы пролетарский Донбасс стал лидером новой ускоренной модернизации отечественной промышленности» [3, с.56]. Процесс индустриализации, стремительное развитие капитализма, социальных групп обусловили полиэтническую структуру населения региона. Не случайно этот индустриальный регион стали называть «Новой Европой» и даже «Европейской Калифорнией» [4, с.78]. В период существования СССР время становления народного хозяйства миграционные потоки направлялись в Донбасс со всех союзных республик. Особенно сильными они были в 20-30 годы ХХ века и в период послевоенного восстановления народного хозяйства. Только за период 1946-1950 г.г. в Сталинскую (Донецкую) область прибыло около 250 тысяч работников из различных республик Союза (Россия, Белоруссия, Молдавия) [2, с.5].  Из этого следует, что в формировании постоянного населения Донбасского региона принимали участие представители десятков этносов. Эта многонациональная масса людей постепенно русифицировалась, потому что языком общения и деловым языком стал русский язык.


Таким образом, ускоренное экономическое развитие Донецкого региона были обеспечены в XVIII-XIX веках вначале Российской империей, а затем и СССР, и он стал одним из достаточно развитых индустриальных регионов.


Стабильное развитие Донбасса и его защиту гарантировали неразрывные экономические и духовные связи с Россией. Так, еще в 1918 году на заявление самопровозглашенной украинской Центральной рады о своих претензиях на земли от Одессы до Харькова, население Донбасса, отстаивая свое право остаться с Россией, поддержало провозглашение Донецко-Криворожской советской республики как составной части Российской Федерации [5].


И сегодня историческая память о событиях тех далеких лет и подвижнической деятельности братьев Корниловых играет важную роль в формировании самосознания жителей региона.  Февраль 2015 года был ознаменован провозглашением Народным советом ДНР преемственности Донецко-Криворожской Республики. Власти современной ДНР абсолютно уверены: Республика — прямая наследница Кривдонбасса, хотя некоторые эксперты и высказывают свои сомнения в правомерности данной преемственности. По словам В. Корнилова наши республики не взялись из ниоткуда, под этим лежит 100-летняя история, фундаментом этого являются и события 1917-1918 годов, и те идеологические и теоретические дискуссии, которые в свое время не были закончены.    Глава ДНР Денис Пушилин отметил: «Это наша история, так же и как первый заложенный камень в фундамент Донецкого металлургического завода, как первый добытый в Донбассе уголь. Это была первая и по-своему успешная попытка Донбасса создать собственное государство. Идея объединения индустриальных районов не утратила своей актуальности и сегодня» (Какую роль Донецко-Криворожская советская республика сыграла в новейшей истории Донбасса [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.rambler.ru/ukraine/39121230/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 09.06.2020). По его словам, ДКР и ДНР объединяют как общие враги — украинские националисты, так и то, что население обеих Республик (ДНР и ЛНР) считает Донбасс неотъемлемой частью Русского мира (Какую роль Донецко-Криворожская советская республика сыграла в новейшей истории Донбасса [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.rambler.ru/ukraine/39121230/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 09.06.2020).


Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1, основой региональной идентичности для Донбасса является не только этническая и языковая идентификация, а исторически определенная социально-экономическая реальность донбасского региона, которая создала своеобразную независимость;

2, собственная региональная идентичность Донбасса создавалась в результате особых условий фабрично-заводского капитализма еще во время индустриализации;

3, сегодняшние реалии становления Донецкой Народной республики неразрывно связаны с  русским миром и русским началом.


ЛИТЕРАТУРА

1.  Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. – 288 с.

2. Губарев В.К. Миф о «коренном» народе: в контексте истории Донбасса // Донецкий кряж. – 2001. – № 418.

3. Крутова Л. А., Пенькова О. Б. Современные подходы к изучению истории Донбасса // Журнал исторических, политологических и международных исследований. – 2015. – №1 (55) – С. 50–59.

4. Мамутов В. Дикое поле – не терра инкогнита. Взгляд на историю нашего края с юга // Проблемы региональной идентичности Донбасса. Сб. аналитических статей / Авторы-составители: Алексей Иванов, Алексей Мартынов. – Донецк, 2011. – С. 68-85.

5. Марчуков А. «Новороссийская идентичность» — необходимость или опасные игры разума? // Информационное агентство REGNUM. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1869067.html (дата обращения: 09.06.2020)

6. Супиков В.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов / В. Н. Супиков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 143–149.


ECONOMIC FOUNDATIONS OF THE IDENTITY OF THE PEOPLE OF DONBASS


PETROVA  Elena Igorevna

Senior lecturer

GO VPO Donetsk National University of Economics and Trade named

after Michael Tugan-Baranovsky

Donetsk city, DNR


Тhe article considers, analyzes and proves the socio-economic prerequisites for the formation of the regional identity of the Donbass, and provides a historical analysis of the formation of the Donbass as a special region with its own unique socio-cultural environment. The connotation of the concept of "regional identity" as part of a common identity is proposed and the factors of its formation are analyzed.

Key words: regional identity, ethnos, self-preservation, identification, social consciousness, industrialization, mentality.


© Е.И. Петрова, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий