ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


НОВИКОВА Ирина Альбертовна , ЗАЙЦЕВА Елена Святославовна , ЧИСТЯКОВА Ирина Леонидовна

КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ


НОВИКОВА Ирина Альбертовна 

доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии

ЗАЙЦЕВА Елена Святославовна 

магистрант кафедры психологии

ЧИСТЯКОВА Ирина Леонидовна 

магистрант кафедры психологии

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

 Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры

г. Архангельск, Россия


Аннотация: данная статья посвящена результатам исследования возможности коррекции социальных страхов детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством игр с кинетическим песком. Описан ход формирующего эксперимента. Особое внимание уделено описанию результатов контрольного исследования, которое доказывает эффективность проведенной коррекционной работы

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, СТРАХИ, социальные страхи.


В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка воздействуют множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Таким фактором являются так называемые социальные страхи, которые имеют опосредованный характер, то есть объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку.


Понятие социальных страхов было введено в психологию Дж. Вольпе [цит. по 4], который определил его как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия. Большинство социальных страхов, по его мнению, имеют множественный характер, например, человек редко боится только начальства, чаще всего он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определённой ситуацией и затем подкрепляет сам себя. Существует несколько классификаций социальных страхов [1,2,3 и др.], также нет единого подхода к определению их природы.


Проведенное нами на базе дошкольных образовательных организаций г. Архангельска констатирующее исследование социальных страхов у детей старшего дошкольного возраста у детей с нарушениями зрения и их здоровых сверстников, выявило следующие особенности социальных страхов детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Так, дети со зрительной патологией достаточно сильно переживают такие социальные страхи, как страх быть не собой, страх не совладать с чувствами, страх не справиться, страх осуждения со стороны сверстников, страх наказания, страх одиночества (выявлены статистически значимые различия в проявлениях этих страхов).


Мало выражен у дошкольников страх не успеть (опоздать), а также страх посторонних людей.


Полученные в процессе констатирующего эксперимента результаты позволили определить основные направления коррекционной работы.

Процесс реализации коррекционной программы предполагал организацию и проведение созданного комплекса игр и упражнений с использованием кинетического песка в течение пяти недель в форме организованных занятий, а также во время свободной деятельности детей.


В работе участие принимали 11 старших дошкольников с нарушениями зрения, которые являлись экспериментальной группой. Другие 11 ребят того же возраста с патологией зрения составляли контрольную группу и не принимали участия в формирующем эксперименте.


Вся работа проводилась в процессе трех взаимосвязанных друг с другом этапов (подготовительный, основной, заключительный). На первом этапе детям предлагались различные игры и упражнения, целью которых было познакомить их с кинетическим песком, с его свойствами, правилами использования. Для повышения активности и продуктивности работы были проведены игры на знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка. Также проводились игры и упражнения на снятие психофизического, психоэмоционального напряжения, на расслабление и развитие тактильной чувствительности.


На основном этапе детям предлагались игры и упражнения на знакомство с эмоциями, проводилась работа по стимуляции эмоционального фона с помощью песочной техники («Волшебная страна песка», «Мое настроение»). Кроме того, на данном этапе мы преследовали цель по преодолению тревожности, агрессии, которые нередко являются проводниками имеющихся страхов. Непосредственно коррекционная работа над выявленными в ходе констатирующего эксперимента социальными страхами также проводилась на данном этапе.


Заключительный этап состоял из игр и упражнений по повышению самооценки, улучшению взаимоотношений между детьми и установлению доверительных отношений к взрослым. Здесь мы провели игры на диагностику страхов, чтобы увидеть промежуточные результаты работы, те страхи, над которыми требуется более плотная коррекция. Затем проводились игры и упражнения на преодоление имеющихся страхов («Моя сказка», «Мои страхи», «Острова», «Идеальный мир»). Кроме того, имели место и упражнения с целью переживания безопасности за счет создания условности ситуации, игры на снятие психоэмоционального напряжения, формирование ощущения силы и превосходства над предметом страха («Моя семья», «Мои страхи»).


Дети воспринимали наш эксперимент как одну продолжительную игру в песочнице с необычным по своим свойствам песком. В играх мы использовали различные предметы-заместители, игрушки, формочки, позволяли детям оставаться наедине с песком, наблюдая со стороны.

По итогам формирующего эксперимента нами было проведено исследование, направленное на выявление динамики в процессе коррекции социальных страхов у детей-дошкольников с патологиями зрения.


В основу нашего исследования легла разработанная нами рисуночная методика выявления страхов, напоминающая комиксы. Методика включает в себя 24 рисунка (на каждый страх по 3 рисунка), на которых изображены ситуации из повседневной жизни детей. Фрустрированным на рисунке является ребенок (девочка или мальчик), который взаимодействует с взрослым или с другим ребенком (детьми).


Анализ результатов контрольного исследования показал, что у большинства детей экспериментальной группы не выявлен страх одиночества (64%), лишь у нескольких ребят выявлен данный страх на низком уровне, и у одного ребенка на среднем уровне. В то же время у детей контрольной группы страх одиночества на высоком уровне присутствует у 27%, на среднем и низком уровнях у 36% детей соответственно. Таким образом, проведенная коррекционная работа повлияла на преодоление страха одиночества у дошкольников экспериментальной группы.


Сравнительный анализ проявления страха наказания в экспериментальной и контрольной группе показал положительную динамику после проведенной нами коррекционной работы. Часть дошкольников с нарушениями зрения, состоящих в экспериментальной группе, перестали бояться (45%). Остальные дети этой группы испытывают страх наказания на среднем (18%) и низком уровне (37%). Группа детей, с которой работа не проводилась, показала высокий и средний уровень страха наказания у 36% соответственно и у 19% детей низкий уровень.


Согласно результатам нашего исследования, страх не успеть (опоздать) испытывают лишь 36% детей экспериментальной группы (средний уровень страха). Большая часть детей контрольной группы имеет данный страх на разных уровнях проявления: 45% - низкий уровень, 18% - средний уровень и 9% - высокий уровень. Только 28% детей контрольной группы не боятся опоздать.


Страх не совладать с чувствами испытывает большая часть дошкольников контрольной группы (82%). Из них на высоком уровне данный страх у 18%, у такого же количества человек на низком уровне, остальные 46% имеют средний уровень страха. В то же время только у 64% детей экспериментальной группы отмечается наличие данного страха, и из них 28% на среднем уровне, а остальные 36% на низком. Таким образом, можно отметить небольшую динамику.


Страх быть не собой согласно результатам констатирующего исследования являлся специфическим для дошкольников с нарушениями зрения. После проведенной коррекционной работы рассматриваемый страх стал менее выраженным: большинство детей экспериментальной группы боятся быть не собой на низком уровне (64%), и 27% детей – на среднем уровне. Дети контрольной группы подвержены влиянию данного страха на высоком (19%), среднем (27%) и низком уровне (45%).


Страх осуждения со стороны сверстников у дошкольников с нарушениями зрения контрольной группы находится на высоком (18%) и среднем (18%) уровнях, а также у 46% на низком уровне. У детей, которые состояли в экспериментальной группе, рассматриваемый страх менее выражен: у 46% - на среднем уровне и у 27% - на низком уровне.


Все описанные различия также являются статистически достоверными (p≤0.01).


Страх не справиться имеет на среднем и низком уровне большая часть дошкольников с нарушениями зрения контрольной группы (всего 55%), у 45% детей страх не проявляется. Также и большинство детей экспериментальной группы в целом не испытывают данный страх (73%). Полученные данные подтверждают выявленные на этапе констатирующего эксперимента результаты, что старшие дошкольники с нарушениями зрения не подвержены наличию страха не справиться и могут испытывать его лишь в силу личностных особенностей и особенностей, связанных с типом воспитания. По φ* –критерию Фишера полученные нами различия между двумя группами исследуемых детей находятся в зоне незначимости (p≥0.05).


Таким образом, контрольное исследование показало эффективность проведенной нами коррекционной работы.


ЛИТЕРАТУРА

1. Витковская, М.И. Социальные страхи как предмет социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.01 [Место защиты: Российский университет дружбы народов]. – Москва, 2006. – 182 с.

2. Зайцева, О.Ю. Социальные страхи детей как предмет психологического исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т.5, №3(16). – С.258-261.

3. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей: учеб. пособие – СПб.: Речь, 2010. – 320 с.

4. Сагалакова, О.А. Социальная фобия: психосемантический анализ алгоритмов эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации: дис. … канд. псих. наук: 19.00.04  [Место защиты: Томский гос. университет]. – Томск, 2005. – 210 с.


CORRECTION OF SOCIAL ANXIETY IN CHILDREN OF ELDER PRESCHOOL AGE WITH VISUAL

IMPAIRMENTS BY GAMES WITH KINETIC SAND


NOVIKOVA I. A., ZAITSEVA E. S. ,CHISTYAKOVA I. L.

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Department of psychology

Arkhangelsk, Russia


Summary: the article is devoted to the investigation results of social anxiety correction in children of elder preschool age with visual impairments by games with kinetic sand. It describes the structure of the forming experiment. We pay particular attention to the results of the control study, which proves the effectiveness of corrective work which has been done.

Kew words: emotional-volitional sphere, anxiety, social anxiety.

© И.А. Новикова, 2010  

© Е.С. Зайцева, 2020      

© И.Л. Чистякова, 2020 


Нет комментариев Добавить комментарий