ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


НИКИТИНА Дарья Дмитриевна

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА


НИКИТИНА Дарья Дмитриевна

магистрант направления подготовки «государственное

и муниципальное управление»

ГАОУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы»

г. Курск, Россия


Анализируя роли и место некоммерческих организации в структуре гражданского общества, автор приходит к выводу, что они выступают «посредниками» между гражданином и государством, которые способствуют установлению диалога и партнерства при решении социальных проблем индивидуального и коллективного характера.

Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, социальные проблемы, объединения граждан.


В настоящее время развитое гражданское общество, цель любого правового государства. Гражданское общество – это «совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы» [4].


Гражданское общество – это «своеобразная констатация итогов борьбы граждан за их права и свободы, их установление, оформление и развитие» [5]. Но надо понимать, что основу гражданского общества составляют не обычные, рядовые граждане, а объединения граждан, создаваемое на добровольной основе и на почве единых интересов. Последние играют важную роль не только в решении социальных проблем, но и в выработке норм и ценностей у населения. Их организационно-правовой формой являются некоммерческая организация.


В большинстве случаев, государство не может решить проблемы, в связи с отсутствием достаточного количества ресурсов, а также, в связи, с невозможностью повлиять на ситуацию, в силу обстоятельств, для решения данных проблем. Государство решает проблемы, в мере своей компетенции.


Когда человек сталкивается с несправедливостью или выявляет, на свой взгляд, грубейшее нарушение с чьей-либо стороны, то, естественно, волнующий его вопрос, он хочет решить. Гражданину, целью которого является разрешение индивидуальных или групповых проблем, как правило не удается справится с ними в одиночку. Поэтому он ищет единомышленников, которые хотят добиться той же цели, или людей, готовых просто помочь, в решении имеющихся проблем.


Возникающие общественные организации объединяют усилия граждан для достижения общественно значимой цели. Данные общественные объединения возникают на некоммерческой основе, то есть их цель состоит не в материальном обогащении, а в решении социальных проблем [1].


Большинство некоммерческих организаций занимаются помощью людям (сиротам, малоимущим, людям с особыми потребностями, бездомным, тяжелобольным, заключенным и пр.), заботой о животных и экологии, оказанием социальных услуг, привлекают внимание к вопросам, которые затрагивают все общество. Такой тип некоммерческих организаций, которые берут на себя роль исполнителей общественно-полезных услуг, принято называть социально-ориентированными. Именно они являются стержневыми, системообразующими элементами гражданского общества. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Под исполнителями общественно-полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.


Важным условием, при котором может функционировать гражданское общество – это наличие развитых 1) сети некоммерческих организаций и 2) публичного пространства коммуникаций.


Оценить, насколько развита структура некоммерческих организаций, можно по наличию некоммерческих общественных объединений в обществе. В настоящее время России чуть более 140 тысяч социально ориентированных некоммерческих организаций, цели которых связаны с улучшение жизни, повышением её качества. Но сегодня «существующие структуры гражданского общества крайне слабы и разрозненны, а власть, как обычно, все хочет решать сама, в лучшем случае информируя общество о своих намерениях или конкретных шагах, не прибегая к их обсуждению, а тем более не допуская их осуждения и не терпя критики в свой адрес» [2].


По мнению ряда исследователей публичные коммуникации представляют «совокупность информационных каналов, объединяющих органы власти и стейкхолдеров гражданского общества для целей диалога и партнёрства между ними по вопросам, имеющий общественный интерес» [2]. Именно данная структура призвана развитию гражданского общества.


Таким образом, нужно понимать, что гражданское общество, главным образом, выражается в личной и частной сфере жизнедеятельности людей, во взаимоотношении между ними. Общество можно считать гражданским, когда человек является высшей ценностью, его права и свободы защищены со стороны закона, а государство, только способствует его развитию. А некоммерческие организации, создаваемые ради удовлетворения социальных нужд населения, государством поддерживаются, без вмешательства в их деятельность. Некоммерческие организации – это «посредники» в структуре современного общества между гражданином и государством, способствующие установлению диалога и партнерства при решении проблем индивидуального и коллективного характера. Он способствует тому, что у населения вырабатываются нормы и ценности, способствующие совместному решению социально-значимых проблем.


ЛИТЕРАТУРА

1. Анциферова И.В., Тетерева Е.С. Место и роль некоммерческих организаций в системе общественных отношений //  Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. 2017. № 18 (1). С. 4-8.

2. Зайцев А.В. Теоретико-методологические основания институционализации диалога и государства и гражданского общества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. «История. Политология. Экономика. Информатика». 2012. № 1 (120), Выпуск 21. С. 231-236.

3. Зотов В.В., Бабинцев В.П., Шаповал Ж.А., Губанов А.В. Российское пространство публичных коммуникаций: основные причины разрывов // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 6. С. 61-75.

4. Клементьев Д.С., Корнилович В.А., Малышев М.А. Формы социальной организации участия граждан в принятии государственных решений [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 59. С. 113-130.

5. Рыльцов Д.О. Гражданское общество в России: проблемы формирования, положительные и отрицательные аспекты //  Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. 2017. № 17 (1). С. 79-84.

6. Третьякова Л.А., Целютина Т.В., Подвигайло А.А., Сапрыка В.А. Институты гражданского общества как инструмент устойчивого регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 32 (407). С. 18-31.

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS THE BASIS OF CIVIL SOCIETY


NIKITINA D.D.

student in the master's programme in the state and municipal management

Kursk Academy of State and Municipal Service

Kursk, Russia


Analyzing the roles and place of non-profit organizations in the structure of civil society, the author comes to the conclusion that they act as "intermediaries" between the citizen and the state, which contribute to the establishment of dialogue and partnership in solving social problems of an individual and collective nature.

Key words: civil society, non-profit organizations, social problems, associations of citizens.

© Д.Д. Никитина, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий