ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


НАФАНЕЦ Елена Александровна

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ


НАФАНЕЦ Елена Александровна

старший преподаватель кафедры философии

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР)


В статье рассматривается поликультурное образование в трансформирующемся обществе как необходимое условие для изменения современного общества с учетом сложного процесса взаимодействия всех типов локальных культур для поддержания мирного сосуществования больших и малых наций в условиях интеграции и глобализации.

Ключевые слова: интеграция, глобализация, социокультурный опыт, локальные культуры, поликультурность, диалог культур.


Современное общество характеризуется многообразием представителей различных этносов, народов, наций со своеобразной национальной культурой, разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, что объясняет значимость проблем, связанных с  преодолением некоторых особенностей и сложностей, возникающих во взаимоотношениях и взаимодействии представителей различных  культур. Данные проблемы обусловлены влиянием поведенческих стереотипов, присущих современному трансформирующемуся обществу. Более того, на формирование культуры нравственных отношений накладывает отпечаток национальная особенность каждого этносоциума, своеобразие традиций, обычаев, стереотипов поведения, черты национального характера, складывавшиеся на протяжении всей истории  народа, нации. В сложившихся условиях задача образования состоит в формировании нравственных отношений, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях, что в учебных учреждениях с многонациональным составом обучающихся приобретает особую актуальность.


Истоками понятия «поликультурное образование» является концепция мультикультурализма. Свой вклад в  исследование данной доктрины внесли такие философы, как:  Т.П. Волкова [4], Н.С. Кирабаев [6], Ю. Хабермас [14], М. Уолцер [13], У. Кимлика [9], С. Жижек [8], Ч.  Тэйлор [15], Г.А. Короткий [10],  Л.В. Арутюнова [2], А.В. Веретевская [3], Н.К. Гасанова [5]  и др.


Целью исследования является уточнение и обобщение сущности философии образования в контексте его поликультурности.


Философский анализ поликультурного образования в трансформирующемся обществе актуален для понимания социальных процессов и определения проблем, как отдельного индивида, так и социума в целом. Термин «поликультурное образование» не отечественного происхождения. Он является калькой сформированного в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы понятия «multicultural education» [6]. Мультикультурализм далеко не первая социально-философская концепция, которая пыталась связать воедино различия в социокультурном опыте и противоречия в реализации стремлений этносов и социальных групп.


Поиск идеологии, способной на практике решить целую гамму проблем и вопросов, с которыми не справлялись уже существующие доктрины и философские системы, и привел к возникновению концепции мультикультурализма (поликультурности). При этом мультикультурализм понимается шире, чем взаимоотношения этносов и классов   как идеология он направлен на предотвращение риска конфликта культур и «столкновения цивилизаций» [4, с. 87].


Все развитые страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим обществам. Культуры стран  мира переживают активную модернизацию, что не проходит бесследно для образования. Наблюдаются кризисные явления в системе  образовании, связанные с нравственным вырождением и утратой творческого подхода общества (элитного меньшинства) к возникающим проблемам. Современная система образования не всегда современна, своевременна и способна давать адекватные ответы  на вызовы современной глобализации, исходя из концепции «вызов-ответ», предложенной английским философом А.Тойнби [12]. Социальные формы общественного развития, такие как рыночная экономика, парламентская республика, правовое государство и т.п. не являются культурно нейтральными. Все это делает очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию.


Поликультурное образование призвано поддержать мирное сосуществование различных наций, больших и малых наций в условиях глобализации. Диалог и взаимодействие различных культур является ведущей идеей поликультурного образования, ведь именно через понимание и осмысление своеобразия своей культуры можно понять всю глубину и разнообразие других культур. Поликультурность основывается на том, что образование в полиэтничном обществе с учетом национальных (этнических) разногласий должно содержать множественность типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, которые будут соответствовать мировосприятию и требованиям различных этнокультурных групп населения.


В современных условиях развития общества поликультурное образование можно рассматривать как новую образовательную стратегию, которая определяет структурно-содержательную организацию учебно-воспитательного процесса, характер преподавания дисциплин и методику воспитательной работы на основе принципов гуманизма, демократизма, культурного диалога, учета культурно-психических факторов развития личности [1].


«Сущность поликультурного образования базируется на:

-социокультурной идентификации личности;

-освоении системы понятий и представлений о поликультурной среде;

-воспитании положительного отношения к многогранному культурному окружению;

-развитии навыков социального общения.


Среди принципов поликультурного образования необходимо выделить следующие:

-воспитание человеческого достоинства и высоких моральных качеств;

-обучение навыкам сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов;

-воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству;

-устранение противоречий между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций и этнических меньшинств;

-формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

-осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

-воспитание положительного отношения к культурным различиям;

-развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания» [11, с.156-157].


Поликультурное образование формирует человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения к другим культурам, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.


В этом контексте, важнейшей составляющей содержания общего образования становится культурный компонент в системе воспитания личности. Культура, в том числе национальная, рассматривается как одна из основ, на которой строится содержание образования, так как приобщение к духовным ценностям, накопленным веками, играет важную роль в формировании личности.


Сторонники поликультурности указывают на то, что поликультурное образование имеет значение для принятия решений, которые коснутся действий на всех уровнях образования, включая обучение, администрацию, управление, консультирование, разработку программ, оценку выполнения работы и внутренний климат образовательного учреждения. Таким образом, каждый, кто задействован в этом процессе, должен играть активную роль в осуществлении поликультурного образования. Действия на уровне образовательных учреждений с целью принятия поликультурного образования должны учитывать расу, язык, этничность, привычки и традиции этнических групп во всем глобальном обществе.


Важную роль в поликультурном образовании должно играть и поликультурное воспитание. А.Н. Джуринский выделяет общие цели поликультурного и интернационального воспитания. Данные цели заключаются в понимании других культур, народов, цивилизаций и уважения к ним; в осознании необходимости взаимопонимания и сотрудничества между народами [7].


Чтобы обеспечить поликультурное воспитание в полном объеме, необходимо сделать фундаментальные изменения в концепции и организации образовательного процесса. Эти изменения требуют модификации образовательной системы, которая была в основном монокультурного ориентирования.

Выводы. Мультикультурализм является идеологией, отражающей модель поликультурного общества, основанного на признании интересов и ценностей различных социокультурных сообществ и обеспечении конструктивного межкультурного диалога.


В современном трансформирующемся обществе система образования должна помочь сформировать творческую и прогрессивную личность, способную органично воспринимать изменения в обществе. Необходимо готовить молодежь к жизни в глобальном пространстве, поскольку она включена в огромное количество коммуникаций и подвергается воздействию неконтролируемой информации оказывающих на неё воздействие последствия которого трудно прогнозируемы, следовательно, важно  уделять внимание личностному развитию, формированию самодостаточного человека, который будет к тому же свободно владеть несколькими языками. В условиях поликультурной среды следует направить усилия на разработку поликультурного образования детей на всех уровнях их обучения и воспитания, в том числе и дошкольном. Поликультурное образование требует одновременных изменений на всех уровнях обучения. Эти изменения должны быть неспешными, долговременными и, что наиболее важно, всесторонними.


ЛИТЕРАТУРА

1. Агадуллин Р. Поликультурное образование: методого-теоретический аспект И Р.Агадуллин // Педагогика и психология. – 2004. – № 3. – С. 25-27.

2. Арутюнова Л. В. Мультикультурализм и его модели в современном мире: автореферат дис. кандидата философских наук: 24.00.01. –Москва,2009. – 25 с.

3. Веретевская А. В. Мультикультурализм, которого не было: анализ европейских практик политической интеграции этнокультурных меньшинств: монография. Москва: МГИМО-Университет, 2018.  – 180 с.

4. Волкова Т.П. Теория мультикультурализма как синтез философских концепцій либерализма и коммунитаризма: дис.. канд..филос.наук: 09.03.03/Т.П.Волкова. Мурманск, 2006. – 165 с.

5. Гасанова Н. К. Мультикультурализм в культурной политике. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2014. – 222 с.

6. Глобализация и мультикультурализм.отв.ред. Н.С.Кирабаев. М.:  

РУДН, 2005.

7. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика. – 2002. – № 10. –  С.93-96.

8. Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм /С. Жижек. СПб., 2005. –145 с.

9. .Кимлика У. Либеральное равенство / У. Кимлика // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / пер. с англ., сост. JI. Б. Макеевой. М., 1998.  – 210 c.

10. Короткий  Г. А. Мультикультурализм как социокультурная парадигма эпохи глобализации: дис. канд. филос. наук. Москва, 2012. – 183 с.

11. Основні тенденції розвитку полікультурного виховання в сучасному світі [Текст] /Н.М.Чернуха, І.С.Бахов // Молодий вчений. 2014. – №1.

12. Тойнби А. Постижение истории: – М.: Прогресс, 1991. – 545 с.

13. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер ; пер. с англ. И. Мюрнберг.- М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000.  – 159 с.

14. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю.  Хабермас  под ред. Д. В. Скляднева. СПб. : Наука, 2001. – 415 с.

15. Taylor Ch. The Politics of Recognition // Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition / Ed. By Gutmann. Princeton, 1994. – P. 25-73.


PHILOSOPHICAL ANALIS OF POLICULTURAL EDUCATION

WITHIN TRANSFORMING SOCIETY


NAFANETS Elena Alexandrovna

senior lecturer, department of philosophy

GO VPO Donetsk National University of Economics and Trade named

after Michael Tugan-Baranovsky

Donetsk city, DNR


The article deals with polycultural education as a necessary condition of transformation of modern society concerning a complex process of interactions of local cultures of all types to maintain peaceful coexistence of large and small nations within the context of integration and globalization.

Key words: polycultural education, integration, globalization, socio-cultural experience, local cultures, multiculturalism, dialogue of cultures.

                                                                                                                            © Е.А. Нафанец, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий