ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


МУЖИЛКИНА Юлия Витальевна

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ НА ПРИЗНАНИЕ ВИКТИМНЫХ ПОДРОСТКОВ


МУЖИЛКИНА Юлия Витальевна

студент

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


В статье представлен опыт автора по исследованию особенностей самооценки и притязаний на признание виктимных подростков и возможностей профилактики виктимного поведения. Рассмотрена актуальность проблемы и основные понятия.

Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, подростковый возраст, самооценка, притязание на признание.


В нашей стране в последнее время темпы роста преступности вызывают значительную тревогу среди родителей за жизнь своих детей. По данным главного центра МВД РФ, отмечается рост числа преступности против несовершеннолетних. Также следует отметить, что система психолого-педагогической профилактики и со стороны родителей не справляется со своими задачами и дети по-прежнему остаются не в безопасности.


Актуальность проблемы обусловлена тем, что чаще всего жертвами преступлений становятся подростки, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, способные идти на неразумные поступки.


Под виктимностью понимается совокупность относительно стабильно постоянных особенностей личности и поведения человека, которая определяет его возможность стать жертвой насилия [3].


По официальным данным Министерства юстиции РФ ежегодно около 2 млн. человек признается потерпевшими от преступлений, из них примерно 30 тыс. человек погибает в результате преступления, 40 тыс. причиняется тяжкий вред здоровью. По-прежнему высокой остается виктимность несовершеннолетних (около 100 тыс. подростков в год становятся потерпевшими от преступлений) [2] .


Рассматривая виктимность как психическую и социально-психологическую девиацию (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями), следует отметить особую роль страха перед преступностью как формы ее проявления на индивидуальном и групповом уровне.


Такие психофизические особенности, как любопытство, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность в подростковом возрасте. Трусость и податливость могут сочетаться с повышенной агрессивностью и конфликтностью жертв-психопатов, истероидов, избирающих позицию «обиженного» с целью постоянной готовности к взрыву негативных эмоций и получению удовлетворения от обращения негативной реакции общества на них, усилению ролевых свойств жертвы [3].


В целях выявления психологических особенностей виктимных подростков было проведено исследование особенностей самооценки и уровня притязаний на признание школьников с признаками виктимности. Поскольку, важным аспектом является изучение особенностей формирования жизненных ориентаций, нравственно-нормативных установок подростка и соотнесение их с выделенными индивидуально типологическими и характерологическими особенностями личности данной категории подростков.


Для проведения диагностического исследования была составлена специальная диагностическая программа, в которую вошли методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронникова, исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; тест на самоуважение; шкала М. Розенберга.; опросник субъективного контроля Дж. Роттера; тест-опросник В.К. Гербачевского.


База исследования: МБОУ ЦО №27 г. Тулы. В исследовании приняли участие 17 учащихся подросткового возраста от 14 до 15 лет.

Анализируя результаты проведенного исследования по изучению особенностей самооценки и притязаний на признание виктимных подростков всех обследованных респондентов условно разделили на 3 группы: 1 группа (35 %) - подростки «группы риска» с признаками виктимного поведения (высокий уровень по трем шкалам), 2 группа (23%) - подростки с тенденциями в развитии склонности к виктимному поведению (по двум шкалам высокий уровень), 3 группа (42%) - группа подростков с низким уровнем виктимизации. Подростки, находящиеся в первой и второй группе, имеют следующие личностные качества - депрессивность, склонность к мрачным предчувствиям и тревожности в трудных ситуациях; авантюризм, непосредственность в эмоциональных реакциях, тяга к новым эмоциям;  импульсивность, разговорчивость, хорошие организаторские способности; высокая эмоциональная чувствительность, тенденция к избеганию ответственности, артистические способности, непрактичны и легко поддаются влиянию других, требовательны к вниманию других; беспокойство и нетерпеливость, эмоциональны и импульсивны; обладают низким волевым контролем  и, следовательно, подвержены ошибкам.


Для того чтобы минимизировать проявления виктимности и повысить уровень самооценки и уровень притязаний на признание и препятствовать дальнейшему возникновению виктимности у данных подростков, была разработана программа по оптимизации на основе теоретических разработок таких авторов, как Т.Г. Волкова, В.И. Загвязинский, В.Н. Куницына.


Данная программа предусмотрена для подростков 14-15 лет с проблемами самооценки и уровнем притязаний на признание.

Программа предполагает реализацию следующих последовательно решаемых задач: приобретение навыка формирования активной  жизненной позиции; формирование  поведения через осознание своих личностных  качеств  и возможностей; формирование  позитивного отношения к себе.


Содержание программы включает следующие основные темы: «Мои достоинства», «Мнение окружающих», «Что я могу», «Личностные способности», «Дружеские отношения», «Слова, описывающие меня», «Воображение успеха», «Афоризмы», «Еженедельный отчет».


Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, и целенаправленно организованная профилактика, психологическая работа с самооценкой и притязаниями на признание виктимных подростков помогут избежать и своевременно предотвратить негативные последствия по отношению к ним.


ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия //Научная электронная библиотека.-2010. URL: https://www.twirpx.com/file/331457/

2. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2005. - 20 с.

3. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой // Психологический журнал. – 2006, том 27. - № 4. – С.15 – 25.


RESEARCH OF FEATURES OF SELF-ASSESSMENT AND CLAIMS FOR RECOGNITION OF VICTIMIZED TEENAGERS


MUZHILKINA J.V.

student

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


The article presents the author's experience in studying the features of self-esteem and claims to recognition of victimized adolescents and the possibilities of prevention of victim behavior. The relevance of the problem and the main concepts are considered.

Key words: victimization, victim behavior, adolescence, self-esteem, claim to recognition.

© Ю.В. Мужилкина, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий