ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ЛУСТИН Юрий Михайлович

ЛИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: 

АНТРОПО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА


ЛУСТИН Юрий Михайлович

старший преподаватель кафедры философии

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР)


В статье рассматриваются типологические проблемы информационного общества в контексте сопряжения парадигм антропологического и экзистенционального кризисов современной личности. Актуализируется проблема социализации субъекта общественного созидания в наноперсонализированном дискурсе его дигитализационного развития.

Ключевые слова: личность, типология, информационное  общество, экзистенциональный кризис.


                 «человек прежде всего существует,

                    сталкивается с самим собой,

       обнаруживается в мире –

          и определяет себя впоследствии»

               Жан-Поль Сартр


Специфической характерностью нынешней  информационной эпохи является смысловой концепт метафизического вопрошания «Какое твое будущее, Homo sapiens?», в предметности которого целеопределяется персонализированная  многосвойственность человеческого «Я». Данная особенность фундаментализирована контекстом сопряжения парадигм антропологического, социального и экзистенционального кризисов личности в проекции на  ее «обновленное» грядущее. Периодически обостряющиеся вызовы современности антропологизируют ноосферную проблематику развития человеческой сущности в становящемся контексте проблем социокиборгизации, дигитализационного  поворота к сетевому сообществу, цифровой и креативной экономики, технократической чипизации, виртуализации общества [1, с.60-62], кризисогенной многофакторности, экзестенциональной дезинтегрированности жизнесмысла человека [3]. В этих перерождающихся условиях трансформационного порядка «человек переживает сложный экзистенциальный кризис, оказываясь один на один с «новым дивным миром», в котором для него не всегда есть место» [8, с.150].


Как показало исследование, обоснованной типологической теории антропо-социального преодоления экзистенционального кризиса личности в статусе комплексной научной разработки, к сожалению, в настоящее время не имеется. Среди современных исследователей не существует также единого социетального понимания механизма применения этой теории и методологического анализа, отражаемых ею  цивилизационных последствий.


Целью статьи является выявление антропо-типологических аспектов, способствующих  социальному разрешению экзистенционального кризиса личности в современном информационном обществе.


Стоит особо подчеркнуть, что развитие и совершенствование  типологии информационного общества напрямую сопряжено с антропо-культурным преображением человека в качестве обладателя  социальности. Как отмечают исследователи В.И.Курбатов, О.М.Папа  специфика «человека информационного» такова, что существенно трансформировался сам процесс его жизнедеятельности, тем самым знаменуя «собой трансформацию в информационном обществе родовой сущности человека» [5, с.47].


Имеет смысл признать и то обстоятельство, что в     современном социуме научнозначимая информация, в дигитализационном потенциале своей экзистенциональной всеохватности человеческой данности, становится определяющим критерием жизнедеятельности личности, детерминируя всю структуру ее общественных отношений, чем способствует  инновационному и креативному развитию цивилизации. На этом фоне отмечается также растущий экзистенциональный интерес к ноосферной проблематике человека в аспекте энергоинформационных технологий, актуализирующих познавательный интерес исследователей в вопросах типологического познания современной личности (теория планетаризации сознания Д.Радьера, автопоэзиса У.Матурана, Ф.Варела, Н.Лумана; концепция экосферы и эконишы индивидуального субъекта  Ю.М.Забродина; взгляды на креатосферу Е.В.Батовриной, А.В. Бузгалина, А.И.Колганова и др.).  


Типология антропологической составляющей экзистенционального кризиса личности, в дискурсе теоретических проблем информационного общества отражает:


а) в онтологическом отношении – активно развивающийся процесс компьтеризациии, дигитализации, робототизации индивидуальной жизнедеятельности личности, выражающий  специфику типологического противопоставления способа  ее бытия в информационной реальности бытию вещей (объектов, условий, средств, ситуаций и т.д) этой же информационной среды.  Надо полагать, что в этой онтологической обусловленности экзистенциональность самобытия личности является одной из важнейших типовых составляющих ее превосходства (преобладания) над  «миром вещей», что детерминирует позитивную направленность личностной деятельности в информационном обществе. Именно поэтому персонализированное соотнесение собственного «Я» с конкретными людьми, группами, этносами, национальностями того или иного сообщества объективирует антропо-культурное ощущение принадлежности человека к конкретной социальной группе, возрастающую социальную успешность личности. По мнению В.И.Слободчикова, Л.Ф.Мирзоянова типологическое разрешение индивидуального кризиса «имеет глубочайший антропологический смысл именно в логике прогрессирующего развития личности в собственной деятельности, во взаимоотношениях с другими, уникальной индивидуальности перед лицом абсолютного Бытия» [7, с.32].


б) в гносеологическом аспекте – рефлексивное познание экзистенциональной реальности, направленное на типологическое обнаружение антропологических качеств личности в различных сферах персонализированного взаимодействия с информационной средой, в том числе и дигитализационного содержания. Такая интерпретация позволяет утверждать, что личность информационного общества обладает глубокой экзистенциальной значимостью в персонализированном дискурсе цифровой культуры самопознания, архетипических основах ее будущей ноосферной  самоактуализации, что, безусловно, является конструктивным актом типологических закономерностей человеческого самоосуществления.


Экзистенциональный кризис личности – это очень сложное общественное явление,  имеющее самые разнообразные  социумные проявления. Разумеется, что с философской точки зрения данный  кризис отражает, прежде всего, диалектику типологического перехода (скачка, разрыва, снятия) устоявшихся форм антропо-социальных, культурно-исторических, аксиологических, трансцендентальных, ментально-бытовых связей различной модальности в многосторонние элементы или уровни (микро-, макро-, мега-,  мезо-, поли-)  ее обновленной содержательности.


Данное установление предполагает возможность разрешения экзистенционального кризиса личности путем создания персонализированных основ для перехода общества, структур государственного управления на новые антропо-культурные диапазоны, общественно-интеллектуальные параметры социального влияния на современную личность. В свою очередь, эти и другие аспекты человеческой жизнедеятельности будут способствовать, по авторитетному мнению профессора Г.И.Колесниковой, реализации национально-государственной  идеи, как стратегической основы  развития России «в центре которой благо каждого отдельного человека» [4, с.5].


Отмеченные значения, безусловно, носят направленность на поиск истины в информационной среде, определенную заданность на минимальную смысловую нагрузку социальной информации наноперсонализированного характера в интенциальности ее «точечного» личностного воздействия. Игнорирование этого подхода неминуемо приводит к углублению, прежде всего, мировоззренческих, идейно-политических, морально-нравственных человеческих  устоев в результате чего «наблюдается нравственная деградация современной личности, социальных  групп, что детерминировано антиценностями, которые аннулируют гуманистическую траекторию эволюционного развития современной цивилизации» [9, с.50].


Антропо-типологические аспекты экзистенционального кризиса субъекта социальности содержат социетальную значимость, а исходя из этого, антропологический и экзистенциональный кризисы человеческой сущности могут пониматься как взаимосвязанные стороны общего переломного состояния современной личности, имеющее наноперсонализированный дискурс своего дигитализационного развития.


В этой связи представляет интерес понятие «наноперсонализированное», понимаемое как социетальный процесс цифровой самоинтеллектуализации личности, который носит ноосферную направленнность. В этом значении искомое определение дано автором с целью привлечения внимания исследователей к проблемам взаимосвязи контекстов робототизации и цифровизации общества, ноосферной интеллектуализации индивида, перспектив искусственного интеллекта, приоритетов нанотехнологий чипизации, осмысления технократических моделей материализации духовных ценностей человека.  


Из сказанного выше следует, что ноосферная проблематика акцентуирована на экзистенциональную перспективу реализации  современной личности, включенную в обстоятельства  социально-дигитализационного взаимодействия. Следовательно, наноперсонализированная составляющая, как существенность ноосферного человека будущего, служит имманентной основой многих трансформационных форм взаимосвязи («минипереходов») генно-био-социальной сущности современного индивида и экзистенциональных, трансцендентальных, эсхатологических моментов его конкретного существования. Это подчеркивает избранную субъектность личности в качестве целевой устремленности к приобретению сверхчеловеческих способностей ее наноперсонализации («бионический глаз» с квинтиллионами бит информации, «бионическая рука» в десятки раз увеличивающая супервозможности современного человека и т.д). Это есть не что иное, как  своеобразное «трансляционное продолжение» индивидуальной человеческой сущности в существенности ее дальнейшего космопланетарного Бытия.


Вполне очевидно, что «экзистенциональное будущее» кибернавта [2], космологического техноида с очеловеченным чипогенокодом [6, с.171] уже  произошло, начавшись в современном информационном обществе с ненавязчивой и малозначительной чипизации отдельных индивидов. Как результат, различные модели технологического «расчеловечивания индивида» все больше завоевывают персональное пространство  информационной личности. Этим еще раз доказывается факт того, что минимальность (социальная квотируемость – автор) и персонализированная точечность воздействия информационной среды принимает  сегодня  устойчивый и конкретно  личностный характер.


 Выводы

Антропологический и экзистенциональный кризис социальной личности современного информационного общества – это широкомасштабный кризис ее бытия, типологическое преодоление которого открывает новые жизнеутверждающие возможности субъекта созидания.


Онто-гносеологический выход из антропологического и экзистенционального кризисов современной личности предполагает разрешение назревших противоречий  в парадигме наноперсонализированной интенциональности. Данная парадигма направлена на расширение социально-демократических позиций государственного регулирования всех сфер общественной жизни, создание должных условий для самореализации личности, формирование общественного мнения по проблемам социокиборгизации, дигитализационных моделей социальных представлений личности о своем будущем, конструктивное расширение социетального дискурса ее цифровой самоинтеллектуализации.


Диалектика типологического развития свойств личности в персонализированном формате «сущность современного человека – существование индивида будущего» предполагает ее дальнейшее научное осмысление и фундаментальную как теоретическую, так и практическую разработку.

       

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасилин В.Н., Тягунова Л.А. Виртуализация современного общества // Власть. – 2007. – № 1. – С.60-62.

2. Гуревич П.С. Кибернавт как символ глобального мира // Век глобализации. – 2010. – № 2. – С.139-153.

3. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2012. – Том 9.–№ 4.– С.3-33.

4. Колесникова Г.И. Национальная и государственная идеи // Видеонаука. – 2017. – № 2-2(6). – С.1-6.

5. Курбатов В.И., Папа О.М. «Homo informaticus» – человек информационной эпохи: характерологические черты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 1. – С.46-51.

6. Лустин Ю.М. Типология личности в социально- философском измерении // Гилея. – 2017. – Вып.116 (1). – С.167-172.

7. Слободчиков В.И., Мирзоянова Л.Ф. Типология антропологических кризисов в образовании и развитии // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 9.– С.26-32.

8. Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. Цифровая революция и экзистенциональный кризис личности // Век глобализации. – 2018. – № 4 (28). – С.145-151.

9. Хроколов В.А., Соколова А.А. Антропологический кризис в информационном обществе и безопастность личности  // Вестник Полесского гос.ун-та. – 2018. – № 2. – С.48-54.


  PERSONALITY OF THE INFORMATION SOCIETY: ANTHROPO-TYPOLOGICAL ASPECTS EXISTENTIAL CRISIS

 

        LUSTIN YURI MIKHAILOVICH

   senior lecturer, department of philosophy

GO VPO Donetsk National University of Economics and Trade named

after Michael Tugan-Baranovsky

Donetsk city, DNR


The article discusses the typological problems of the information society in the context of the conjugation of the paradigms of anthropological and existential crises of the modern personality. The problem of socialization of the subject of social creation in the nanopersonalized discourse of its digitalization development is actualized.

Key words: personality, typology, information society, existential crisis.

                              © Ю.М. Лустин, 2020      

Нет комментариев Добавить комментарий