ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


КУЛИКОВА Татьяна Ивановна, ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ФАКТОВ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


КУЛИКОВА Татьяна Ивановна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


Практика показывает, что отношения между одноклассниками во многом складываются стихийно, и педагоги не всегда могут их адекватно оценить и целенаправленно воздействовать на их характер. Рассматривая проблему психологической культуры в образовательном контексте, авторы приходят к заключению, что системообразующим интегрирующим элементом предупреждения фактов насилия в школьной среде должен стать классный руководитель.

Ключевые слова: психологическая безопасность, школьное насилие, классный руководитель.


Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе школьная среда социальна, так как представлена системой различных отношений ребенка со сверстниками, учителями, родителями и другими взрослыми. Проблема взаимоотношений в классном коллективе является достаточно острой, так как от характера взаимоотношений зависит уровень эмоционального комфорта ребенка, его самоощущение. Практика показывает, что отношения между одноклассниками во многом складываются стихийно, и педагоги не всегда могут их адекватно оценить и целенаправленно воздействовать на их характер. Наиболее тяжелым становится положение детей-аутсайдеров, не принятых одноклассниками. Такие дети зачастую подвергаются как эмоциональному, так и физическому насилию от одноклассников.


Совершенно очевидно, что любой вид насилия (физический, сексуальный, психический) сказывается как на самой жертве, так и на всём обществе. Фактически все дети, которые когда-то пострадали от жестокого обращения, пережили психическую травму, а в дальнейшем их развитие протекает со специфическими особенностями, отрицательно влияющими на состояние их жизни. Дети, пережившие насилие, испытывают трудности социализации: у них нарушены навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми; они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и т.д. [1].


Повышенный интерес исследователей в связи с проблемой школьного насилия вызывают феномены психологической безопасности школьной среды  и психологической культуры учителя, его профессиональной компетентности.


Анализ исследований ряда ученых (Г.В. Грачев, Т.С. Кабаченко, И.А. Баева), показал, что при создании условий психологической безопасности актуализируются возможности личности, повышается уровень толерантности к жизненным сложностям, конфликтам. Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов, способствует сохранению его психологического здоровья и обеспечивает его психологическую безопасность. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной образовательной среды, которая раскрывается в культуре педагогической деятельности и культуре педагогического взаимодействия, выступает психологическая культура.


Рассматривая проблему психологической культуры в образовательном контексте, хочется остановиться на такой важной фигуре в школе как классный руководитель. Классный руководитель должен хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным  о новейших   тенденциях,  способах   и  формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Психологически грамотное восприятие классным руководителем ученика помогает установить взаимопонимание, эффективное взаимодействие и способствует благополучному развитию личности ребенка.


Центральным элементом профессионализма руководителя класса является его профессионально-педагогическая компетентность, свободное владение психологическими и образовательными концепциями,  тонкое понимание сложности развития личности, умение анализировать любую ситуацию, взаимодействие учащегося с окружающим миром и любое проявление личного отношения учащегося к людям.


По данным эксперимента, проведенного Н.Ю. Науменко в одной из среднестатистических школ г. Волгограда, было установлено, что осознание актов насилия в школьной среде и острота их переживания детьми определяются двумя факторами: 1) особенностями социокультурной среды, в которой постоянно проживает ребёнок, и 2) психологическим микроклиматом образовательного учреждения. Также было выявлено, что из опрошенного контингента школьников насилие по отношению к себе испытали 47%; при этом оба вида насилия (физическое и психическое) – 23%; не испытали насилия – 53% учащихся [3, c.17].


Индивидуальные беседы с учащимися позволили выяснить, что 1) самыми сильными чувствами, которые переживают дети, наблюдая или испытывая насилие, являются злоба, страх, ненависть, ужас – одни из самых выразительных чувств, испытываемых человеком; 2) поделиться переживаниями, связанными с насилием, учащиеся могут в первую очередь с друзьями и только затем с родителями; 3) к специалистам центров психологической реабилитации и поддержки обращалось только 2% детей; 4) учителям доверяют лишь 4% детей.


К большому сожалению, приходится констатировать факт отстраненности школьного учителя от доверительного и безопасного взаимодействия с учениками. Проблема, прежде всего, заключается в том, что долгое время система образования акцентировала свое внимание на предметной доминанте учителя: школе нужны хорошие «математики», «физики», «историки», «русоведы» и т.д. Учитель-воспитатель, функции которого и должен исполнять классный руководитель, потерял свою значимость и востребованность.


В учебном пособии «Педагогическая психология» И.А. Зимняя, обращаясь к студенту – будущему педагогу, пишет: «Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем, отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом…».  Продолжая свое обращение, автор определяет ряд обязательств, характеризующих (на наш взгляд) и личность классного руководителя-профессионала [2]. Обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок.


Успех взаимодействия классного руководителя с учащимися зависит от о того, насколько между ними сформированы целесообразные для социально значимой деятельности взаимоотношения. Эти отношения выражаются в эмоциональных, оценочных, волевых и познавательных компонентах диалогового общения, включенных в приемы и способы педагогического взаимодействия. Специфика педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявление качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию.


Таким образом, можно заключить, что системообразующим интегрирующим элементом предупреждения фактов насилия в школьной среде должен стать классный руководитель.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 2002. ‒ 271с.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. ‒ Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
  3. Науменко Н.Ю. Предупреждение насилия в школьной среде как одно из основных направлений профессиональной деятельности социального педагога // Начальная школа плюс До и После.  ‒ 2010. ‒ №12. ‒ С. 16-20.

 


PREVENTING SCHOOL VIOLENCE AS A CLASS TEACHER'S COMPETENCE


KULIKOVA T. I.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

SHALAGINOVA K. S.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


Practice shows that relations between classmates in many ways develop spontaneously, and teachers are not always able to adequately evaluate them and purposefully influence their character. Considering the problem of psychological culture in the educational context, the authors come to the conclusion that a class teacher should become a system integrating element of preventing violence in the school environment.

Key words: psychological safety, school violence, class teacher.

© Т.И. Куликова, 2020      

© К.С. Шалагинова, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий