ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


Козырская Ирина Николаевна, Зубеня Екатерина Юрьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ


КОЗЫРСКАЯ Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры специальной и клинической психологии,

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»

ЗУБЕНЯ Екатерина Юрьевна

магистрант ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»,

учитель-дефектолог, ГБОУ «Областной цент диагностики и консультирования»

г. Челябинск, Россия


В статье представлено теоретическое обоснование необходимости развития креативности методами арт-терапии у будущих учителей-дефектологов и охарактеризованы отдельные практики их использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтические методы, креативность, учитель-дефектолог.


В наше время исключительное внимание уделяется творческому подходу к обучению детей с ОВЗ. На уроке уже не достаточно просто транслировать знание, не малую роль играет общее развитие личности обучаемого. Но для того что бы в полной мере использовать все возможности, предоставляемые современными методиками, сам учитель-дефектолог должен обладать качеств и потенциальных возможностей, одними из которых является креативность мышления.


На сегодняшний день перед будущими дефектологами стоит не простая задача, наука развивается быстрыми темпами стимулируя к непрерывному обучению. Необходимо постоянно изучать что-то новое, развивать свой творческий потенциал. Приобщение студентов к самопознанию через творчество помогает им легче справляться с возникающими трудностями, раскрыть свои возможности и повысить самооценку. Для развития данных возможностей можно использовать кураторскую работу и различные тренинги во вне учебное время. Действенным способом для этого признаны арт-терапевтические методы, выступающие как средство мотивационного развития личности, так и изучения себя.


Для того чтобы создать эффективную программу для развития креативности арт-терапевтическими методами, необходимо рассмотреть само понятие «креативность».


Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что же такое «креативность». Этот вопрос изучали как отечественные, так и зарубежные специалисты, такие как Н. Роджерс, И.Ю. Хрящев, В.Н. Дунчев, Дж. Гилфорд и другие. Они предлагали различные авторские трактовки дефиниции креативность, но все они были едины в одном, характеризуя ее как способность личности к творчеству, формирующаяся её в целом в различных сферах деятельности [6].


Анализируя существующие подходы к определению креативности, можно рассматривать ее, как творческие возможности человека, проявляющиеся в чувствах, общении и мышлении.


В.П Ильин в своих работах выявил, что у подростков 13-20 лет возникает механизм «специализированной» креативности, что выражается в способностях в разных сферах творческой работы, как альтернативный или дополнительный инструмент «первичной», недифференцированной креативности [2, с.107].


А. Маслоу отмечал, что креативность необходима «не столь в развитии творческой личности, как в формировании «хорошего человека» [1, с.88].


Развитие креативности не происходит внезапно, оно не определяется врожденными способностями, а зависит от окружения и деятельности личности. Возникает вопрос, как же лучше развивать креативность у студентов – будущих учителей-дефектологов? Учитывать нужно не только особенности личности студентов, но и возможности образовательного процесса, специфику учебно-профессиональной деятельности, степень вовлеченности и напряженности, связанные с ее осуществлением.


Большой педагогическим потенциалом для развития креативности студента обладают методы арт-терапии. Искусство сопровождало человечество во все времена, от наскальной живописи до современных инсталляций, оно развивалось так же как сам человек. Использовать его в терапии предложили в XX веке сразу ряд психологов, таких как М. Намбург, Э. Адамсон, А. Хилл, Э. Крамер, М. Хантун и другие. Многие из них помимо осуществления теоретических и прикладных исследований в психологии, сами увлекались творчеством и на себе испытали его положительный эффект [4, с.17]. Так же отечественные ученые Л.С. Выготский, В.П. Кащенко в своих фундаментальных трудах отмечали положительное влияние творчества на личность.


Арт-терапия с самого начала позиционировала себя как сочетание терапевтического эффекта с творческой деятельностью, и на этой основе возможно изменение личности, её мышления, поведения и эмоционального реагирования. Многообразие методов арт-терапии оставляет большие возможности, для работы со студентами. Приемы реализуются на основе богатого образного, проективного и символического материала, использование художественных и технических средств способствующих творческой активности. Обратная связь связана с восприятием, обсуждением и реакцией на продукт деятельности [4, с.48].


Арт-терапевтические методики обладают безграничным инструментарием, в них могут входить все виды изобразительного искусства, пения, танцев и даже прикосновения. Побуждают к развитию любознательности, ассоциаций, находчивости, формирование креативности и активизируют их творческий потенциал.


А. Эренцвейг, анализируя работу вторичных и первичных психических процессов, выявил их четкое взаимодействие в ходе изобразительной деятельности. Сознание фокусирует художника на главном, а бессознательное позволяет охватить весь объект, целиком приводя все в соответствие с целым [4, с.53].


М. Клейн отмечала, что основой любого таланта является символическое мышление. Соотнося внешние объекты со своими мыслями, фантазиями и ощущениями ребенок развивается и осваивает окружающий мир. Эти идеи так же разделял Д. Винникотт, выделяя игру и творчество как фундамент развития «Я» [4, с.53].


Одним из основных этапов развития креативности арт-терапевтическими методами стоит решения вопроса качества в искусстве. Э.Крамер в своей работе отмечала, что иногда работы кажутся по настоящему свободным проявлениям «Я» и своей креативности, но в дальнейшем рассмотрении и обсуждении выяснялось, что работа была выполнена в стереотипии, подражании современной манере исполнения. В других же случаях продукт деятельности, кажущийся банальным, ввиду шаблонности темы, наполняется свежим творческим воззрением автора. В работах на уровне чувств мы начинаем видеть истинные проявления человека, несмотря на сам вид работы [5, с.116]. Но даже при стереотипности продукта творчества, студент может раскрыть свою креативность в обсуждении работы.


Арт-терапевтические методы в своей основе направлены на комплекс органов чувств, за счет этого идет максимальная стимуляция и активация сенсоров.


При выполнении одного и того же задания, участники арт-терапевтического процесса, всегда изобразят что-то разное. И хотя все рисунки не похожи на друг друга, но в них будут угадываться схожие элементы, объединяющие их, и сами личности будут похожи. К. Юнг считал, что стремление человека к творчеству заложено в нас инстинктивно. Он полагал что у человека врожденная потребность к украшению, игре и символьному преображению идей в визуальную форму. Креативность служит опорой для личности в ее изменении, помощь в поиске нестандартного ответа на задачу, развивает индивидуальность и способствует отходу от шаблонного мышления.


Творчество — это процесс создания чего-то нового, а креативность в нем играет роль катализатора процесса, способствуя поиску новых нестандартных решений, используя весь свой потенциал и опыт. Человек находясь в состоянии творца, разрушает границы правил и мнений. В развитии своей креативности, студенты находят новые подходы и методы для себя и окружающих.


Помимо различных техник с использованием изобразительного искусства, которые напрямую затрагивают творческие способности студента, для развития креативности можно использовать метафорические карты. Метафорические карты — это колода с различными изображениями, по размеру соответствующая игральным. Они могут быть разных видов, но в основном используются наборы созданные Эгетмейером, но можно использовать другие подходящие изображения, в том числе и фотографии.Совмещение карты-изображения и рамочной карты побуждает человека к выработке общей ассоциации, раскрытию творческого потенциала [1].


В основе работы с метафорическими картами идет субъективное восприятие человеком изображения, так одна и та же картина вследствие описания может вызывать диаметрально противоположные чувства и воспоминания. Этот метод популярен среди психологов из-за своей простоты и эффективности [3].


В частности, продуктивным методом для развития креативности у студентов метафорическими картами является составление истории. Студенту предлагается выбрать определенное количество карт, и в той последовательности, в которой он их вытаскивал составить рассказ. Но стоит иметь в виду, что метафорические карты могут пробудить травмирующее воспоминание и без должной подготовки преподавателя, их лучше не использовать.


Приобретенные знания арт-терапии, включенные в содержание образовательного процесса и внеучебной деятельности, способствуют обогащению творческого потенциала будущего учителя дефектолога методами, которые он в последствие может применять в своей работе, находить новые методики и методы коррекции для занятий с детьми с ОВЗ.


ЛИТЕРАТУРА

1. Горобченко А., Евменчик М. Уникальные колоды метафорических ассоциативных карт // Адукатар. – 2011. -  № 1 (19). - С. 34–36.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб: Питер, 2009. - 151 с.

3. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. - М.: Генезис, 2015. - 160 с.

4. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. - М: Когито- Центр, 2015. - 526 с.

5. Крамер Э. Арт-терапия с детьми. - М.: Генезис, 2018. – 320 с.

6. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В.В. Попов, Ю.Г. Круглов. - М.: БИНОМ, 2012. - 323 с.

7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Альпина Диджитал, 2011. - 590 с.


THE USE METHODS OF ART THERAPY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY FOR

THE FUTURE TEACHERS-DEFECTOLOGISTS


КOZYRSKAYA I.N.

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor

department of Special and Clinical Psychology, Chelyabinsk State University

ZUBENYA E.Y.

Undergraduate

teacher-defectologist, GBOU "Regional Center for Diagnostics and Consulting"

Chelyabinsk, Russia


The article presents the justification of the necessity to develop the creative methods of art therapy for the future defectologists and charaterises some practices that can be used in the educational process.

Кey words: art therapy, art therapeutic methods, creativity, defectologist.

© И.Н. Козырская, 2020

© Е.Ю. Зубеня, 2020.     


Нет комментариев Добавить комментарий