ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


КАЗНАЧЕЕВ Сергей Влаильевич, ЮДИН Дмитрий Сергеевич

О ВОЗМОЖНОМ ВАРИАНТЕ ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

СО СТУДЕНТАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ЗАНЯТИЙ

   

КАЗНАЧЕЕВ Сергей Влаильевич

доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта

ЮДИН Дмитрий Сергеевич

заведующий кафедрой физического воспитания и спорта

Сибирский институт управления – филиал ФГБОУ ВО" Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации"

г. Новосибирск, Россия


В статье обсуждаются вопросы эффективности использования электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий студентов высших учебных заведений, освобождённых от занятий физической культурой, по обязательной учебной дисциплине «Физическая культура и спорт». Авторы статьи представляют один из нестандартных вариантов подхода к её изучению и нестандартный взгляд на содержательную часть  этой программы дистанционного обучения в виде онлайн-курса «Человековедения». Данный курс может составлять  основу занятий для студентов медицинских групп нефизкультурных вузов.

Ключевые слова: студенты, освобождённые от физической культуры, электронное  обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-курсы, высшие учебные заведения нефизкультурного профиля.  


По данным статистики 60 % детского населения к шести годам жизни страдает хроническими болезнями, а к восемнадцати годам эта цифра уже приближается к 100 % отметке. Поэтому с каждым годом всё большее число студентов направляется врачами для занятий физической культуры в специальные медицинские группы.


В каждом вузе студенты, имеющие отклонения в здоровье, занимаются физической культурой по определённой программе, где должны решаться задачи не только учебно-педагогического плана, но и физического оздоровления, т. е. в определённом смысле, эти занятия должны выполнять функцию восстановления организма и служить подготовительным этапом адаптации к двигательным режимам, диктуемым жизнью. Необходимо отметить, что даже студенты-инвалиды, несмотря на свое заболевание, положительно относятся к физической культуре и спорту. Это во многом связано с тем, что 84,6% из них, занимались раньше и/или зани¬маются в настоящее время различ¬ными видами физических упражне¬ний или видами спорта (оздорови¬тельная гимнастика, ОФП, ЛФК, плавание, баскетбол, футбол, на¬стольный теннис, бочче, стретчинг, танцы на колясках и др.) [1, 2].


 К сожалению, всё-таки, значительная часть студентов (20 %), вне зависимости от качества их здоровья чаще всего посещают эти  занятия, только для того, чтобы получить зачет по этой дисциплине или  стараются не пропускать их (60 %) только из-за возможности административных санкций.


Слабая мотивация у студентов вуза к практике посещения  занятий по физической культуре — одна из проблем физического воспитания молодёжи в высшей школе. По данным опросов, студенты положительно относится, к идее организации и проведения занятий по физической культуре. Несмотря на это, реальный уровень мотивации на их посещение в период учёбы  остаётся небольшим. 30 % студентов объясняют «пассивность», «неучастие» в этом виде учебной деятельности, ссылаясь на различные  ситуации, встреченные ими  в своей жизни: не хватает времени, лень, не могу себя заставить, нет условий, далеко живу [3].


Развитие информационных и телекоммуникационных тех¬нологий открывает новые широкие возможности для изменения мотивационной установки студентов на проблему посещения ими занятий по физической культуре при изучении этой специфической, но обязательной для вузов дисциплины, законодательно закреплённой в таких правительственных документах как:

-  Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ;

- приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 02.03.2000 № 686;

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года;

- приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 №1025;

- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений (приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777) [4].


Студенты с ограниченными физическими возможностями (в том числе, студенты-инвалиды), не являются объектами, на которые не распространяется действие перечисленных выше документов. Физическая культура является составной частью профессиональной подготовки студента. Где, на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предусмотрен обязательный курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования. Иными словами, человек, имеющий высшее образование, квалифицированный специалист, в своей области, должен быть образован и в области физической культуры, которая является основным средством физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей [5, 6].


В одном из интервью В.В. Путин отметил, что укрепление здоровья и сохранение высокой работоспособности - компоненты профессиональной деятельности даже президента (газета «Комсомольская правда» 8 июня 2001г.) [7].


Очно-заочная форма обучения (экстернат), при которой студенты самостоятельно изучают учебные дисциплины и сдают в высшем учебном заведении зачеты и экзамены, наилучшим образом подходит для работающих специалистов, бизнесменов или государственных служащих, желающих получить высшее или второе высшее образование. Популярность экстерн - образования в России растет с каждым годом. Особую актуальность она приобрела в последнее время из-за мировой пандемии короновируса. Однако, несмотря на несомненные плюсы такого обучения - возможность качественного изучения предметов, личной расстановки приоритетов среди предметов, экономии времени, практики самообразования и т.д. - возник ряд сложностей с изучением в вузе  предметов практической направленности. К ним относится и дисциплина «Физическая культура и спорт» [8, 9].


Информационные технологии - это совокупность методов и технических средств, предназначенных для сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей в области физической культуры и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Традиционно, под ними понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио - видеотехники, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче информации. Средства информационных и коммуникационных технологий по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы) и позволяют решать значительно более сложные задачи педагогики [10,11].


Таким образом, используя возможности электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, организуя индивидуальную подготовку студентов можно успешно решить задачу физкультурного воспитания при очно-заочной форме обучения (экстернате).


Организация учебного процесса, для освобожденных от практических занятий по дисциплине: «Физическая культура и спорт» в Президентской академии г. Новосибирска состоит из следующих шагов:

1. Формирование медицинских групп (студенты, освобождённые от занятий физической культурой), организация которых осуществляется при регулярном исследовании качества здоровья студентов силами медицинских комиссий, работающих с учащимися института. Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры еще в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, играть в игры, часто не умеют плавать и пр. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение [12].


2. Подготовка теоретического материала, необходимого для создания студентами собственных систем оздоровления, включающих в себя: методы и приёмы организации здорового образа жизни при помощи индивидуальной диеты, приёмов закаливания, адекватного для их здоровья режима дня, комплексов физических упражнений, способов управления своим эмоциональным состоянием, условий быта и семейной жизни. Для изучения теоретического материала  обычно используются лекции, вебинары и конференции,  подготовка и защита  рефератов. Учебный материал подбирается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и примерной учебной программой дисциплины «Физическая культура и спорт» (2020 г.).


3.   Организации и проведения профильных занятий по данному направлению.


4. Консультации у преподавателя (через СДО «Прометей») и коррекция построенных ими индивидуальных планов домашнего оздоровления.


Организация и управление самостоятельной работой студентов СИУ - филиала РАНХиГС осуществляется с помощью пакетов индивидуальных заданий, а также сетевой системы дистанционного обучения, разработанной на основе одного из самого популярного в мире программного пакета МООDLE (http://moodle.org) - модульной объектно-ориентированной учебной среды.


Все студенты, составившие медицинские группы, работают по индивидуальным программам на 1, 2, 3, 4 курсах института, а в конце каждого семестра получают оценку качества   усвоения теоретического и практического разделов учебной программы, которая  входит  в зачетный рейтинг дисциплины «Физическая культура и спорт». Для более лёгкого усвоения студентами необходимых разделов дисциплины «Физическая культура и спорт» на кафедре физического воспитания и спорта подготовлен специальный учебный курс с условным названием: «Человековедение и значение данной дисциплины в укреплении и развитии здоровья».


Следует отметить, что в традиционной педагогике самостоятельная работа студента (СРС), освобождённого от занятий по физической культуре, включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. В предлагаемой системе ДО (дистанционного обучения) возможности организации СРС расширяются. В ее состав включаются и рекомендации по практике занятий физической культурой в домашних условиях [13].


Основу теоретических занятий по онлайн-курсу «Человековедение» составляют следующие разделы программы освоения дисциплины «Физическая культура и спорт»:


РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ФИЛИАЛА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ


Тема 1.1. Физическая культура в общественной подготовке студентов и социокультурное развитие личности.

• Физическая культура и спорт как социальные феномены современного общества.

• Организационно-правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодежи России.

• Физическая культура как учебная дисциплина.

• Социокультурные функции физической культуры и спорта.

• Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья.

• Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности.

• Методические основы физической культуры в вузе, основные средства и методы физического воспитания.


Тема 1.2. Социально-биологические основы адаптации организма студента к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания.

• Воздействие социально-экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека.


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ, ОСВОБОЖДЁННЫХ ОТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ


Тема 2.1. Физическая культура в обеспечении здоровья.

• Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система.

• Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.

• Средства физической культуры в совершенствовании функциональных возможностей человека.

• Физиологические механизмы и закономерности обеспечения двигательной деятельности человека.

• Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.


Тема 2.2. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

• Здоровье человека как общественная ценность.

• Факторы, определяющие здоровье.

• Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни.

• Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

• Здоровый образ жизни и его составляющие.

• Личное отношение к здоровью как условие формирование образа жизни.

• Основные требования к организации здорового образа жизни студентов.


Раздел 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Тема 3.1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов.

• Общая и специальная физическая подготовка, её цели и задачи.

• Возможность и условия поддержания и коррекции общего физического развития и двигательной активности.

• Место ППФП в системе физического воспитания студентов, ее цели, задачи и средства.

• Методика подбора индивидуальных средств ППФП.

• Основные факторы, определяющие ППФП будущего бакалавра.

• Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры в рабочее и свободное время специалистов, не занимающихся спортом, направленных на формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков.

• Комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры, гимнастики и др. направлений.

Тема 3.2. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами ФК.

• Виды профессиональных заболеваний, средства и методы физической культуры для профилактики данных заболеваний.

• Травматизм в учебной и профессиональной деятельности.

• Комплексы ППФП по профилактике данных заболеваний.

• Дополнительные (нетрадиционные) средства повышения общей и профессиональной работоспособности.

• Влияние индивидуальных особенностей, климатических и географических условий и факторов на содержание физической культуры бакалавра, работающего на производстве [14].


Раздел 4. ПРИКЛАДНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ»


Тема 4.1. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами ФК.

1.  Оптимальный уровень двигательной активности – это определяющий фактор:

• профилактики заболеваемости;

• поддержания высокой психофизиологической формы;

• внимания и подвижности суставов;

• определения возрастной физической нагрузки.

2. Самостоятельные занятия по формированию здорового образа жизни: решение     проблем  питания, питьевого режима, гигиены тела, макияжа, закаливания, гигиены мест занятий, одежды и    обуви.

3.   Гармония семейной жизни и воспитания детей в семье.

4.   Этика производственных отношений.

5.  Организация  индивидуального отдыха и досуга государственных служащих в домашних условиях.

6.   В комплексы утренней гигиенической гимнастики входят:

• упражнения на все группы мышц, на гибкость;

• дыхательные упражнения;

• статические упражнения;

• упражнения на выносливость.


 Успехи в освоении курса «Человековедение» оцениваются по характеру подготовленных студентами рефератов, активностью их участия в вебинарах и конференциях, по ответам на контрольные вопросы тем и разделов курса.


Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий дает студентам возможность самостоятельно получать требуемые знания, пользуясь наиболее привлекательными ресурсами. Оно дает и оперативную информацию для ответов на интересующие студентов вопросы по отдельным разделам курса «Человековедение» (через онлайн-курсы, вебинары, форумы, электронные сообщения, чат), что позволяет делать процесс его изучения более интересным и интенсивным.


В рамках разработанной программы «Человековедение» для студентов предусматривается:

-  свобода выбора форм и интенсивности занятий;

- осуществляется переход от системы, которая ориентирована на формирование лишь определенных физических качеств, двигательных умений и навыков, к системе, дающей студентам, освобождённым от физкультуры, глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на своё  физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья;

- формирование  потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании себя, в активных игровых, досуговых  занятиях, при регулярном выполнении комплексов рекомендованных им физических упражнениями, системы закаливания, индивидуальной диете, режиме дня в домашних условиях.


Соединением обоих частей программы «Человековедение», достигается непрерывность и систематичность самостоятельной учебной работы студентов, повышается эффективность контроля качества обучения со стороны преподавателя. Студенты имеют возможность заниматься собой в удобное для них время и в удобном месте (преимущественно дома), использовать наиболее подходящие для каждого из них  способы взаимодействия с учебными материалами (бумажные носители или интернет) и оперативно получать необходимые консультации, ответы на возникающие вопросы, не тратя времени на дополнительные  встречи с преподавателем. Следует отметить, что обучение через электронную систему отличается большой самостоятельной работой, а качество получения знаний, как показывают данные наблюдений, зависит от самоорганизованности студента.


Преподаватель имеет возможность динамично контролировать учебную деятельность студентов (когда, сколько по времени студент просматривал каждый раздел учебного материала, в какое время, сколько раз отвечал на вопросы соответствующих анкет и т.п.) и корректировать сам учебный процесс. У студентов есть возможность редактирования, дополнения и резервного копирования курса в любое удобное для преподавателя время [15].


Студенты, которые не имеют прямой связи с закрепленным преподавателем, или не получившие от преподавателя индивидуального задания, изучают теоретический курс, на основе предлагаемой на кафедре физического воспитания и спорта  литературы по теории и практике физической культуры и спорта, и готовят ответы на контрольные вопросы курса с помощью использования интернет - ресурсов или пишут рефераты по соответствующим темам курса, передовая их преподавателю по  электронной почте [4].


Образовательная область физической культуры призвана сформировывать у студентов устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии своих физических и психологических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения курса «Человековедение» у студентов формируется целостное представление о единстве биологического, психологического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.


Студенты, освобождённые от занятий физкультурой должны твёрдо знать и понимать тот факт, что нет универсальных систем и методик оздоровления, — все они нуждаются в определённой корректировке и адаптации под каждого конкретного человека, т. к. нельзя бездумно экспериментировать над своим организмом, следуя новомодным «панацеям» [16].


Опыт наблюдения за специализированной группой студентов, освобождённых от  занятий физической культурой,  изучающих курс «Человековедение» показывает, что у них постепенно возникает желание к самостоятельным занятиям со своим телом и сознанием, нарабатываются умения и навыки самоконтроля за своим функциональным состоянием и физическим развитием. Если они, к тому же, включают в свою жизнь рекомендованные им физические упражнения, то уже по завершению учёбы на 1-ом курсе института, у них появляется искреннее желания к совершенствованию своих многих физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. На 2-ом курсе, наряду с улучшением своего функционального и физического состояния, такие студенты уже способны  составлять собственный комплекс оздоровительных упражнений, направленных на борьбу с их хроническим заболеванием.  На 3-ем – 4-ом курсах проводить или приступить к регулярному проведению  не только своих   занятий по физической культуре, но  и обучать им окружающих людей, а, значит быстро развивать свои организаторские способности. По мнению специалистов, работающих в области физической культуры, при каждом заболевании, как бы ни были глубоко нарушены функции органов  и систем организма, всегда можно  подобрать средства и методы занятий  физическими упражнениями, факторы закаливания, которые способны улучшить состояния организма и достичь успехов в восстановлении  работоспособность у большинства студентов медицинских групп.


Сказанное выше подтверждают опубликованные данные исследований студентов, освобождённых от занятий физкультурой, учёными: Национального государственного университета  физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, института адаптивной физической культуры НГУ имени П.Ф. Лесгафта, института экономики и управления г. Ижевск, Удмуртского государственного университета и др. учебных заведений России [6, 16]. 


Например, контроль результата дистанционного обучения студентов Удмуртского университета по программе электронного курса «Физическая культура и спорт», показал более высокий результат его освоения в студенческих группах, где использовалось дистанционное обучение. Средний балл прироста понимания студентами этих групп  роли физической культуры в успехе развития их профессиональной компетенции, повышения качества их здоровья составил величину равную 78,21% [16].


Студенты, которые осваивали учебный материал по вопросам физической культуры в традициях институтского образования, принятых в Советском Союзе, смогли повысить свою компетенцию в этом вопросе только на  48,82%.  На самостоятельных занятиях они использовали для учёбы лекции, семинары и учебники. По данным общей статистики, в целом, прирост знаний  по программе «Основы физической культуры» в данном институте, в группах дистанционного обучения, составил показатель равный 20,9%, что больше прироста показателей уровня теоретической подготовленности, занимающихся по стандартной программе (5,82%).


Опросы студентов, освобождённых от физической культуры, об  их отношении к дистанционному образованию, указывают на его позитивное принятие большинством членов медицинских групп. Тем не менее, студенты высказывают  многие предложения по методам, способам, приёмам его совершенствования. Например, большая группа респондентов из их числа высказали такие пожела¬ния направленные на совершенствование процесса восприятия отдельных тем  учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» при ЭО и ДОТ:

• использовать на онлайн лекциях видео¬ролики о людях с физическими не-достатками, которые добились изве¬стности и успехов в своей жизни;

•  представлять на онлайн-курсах луч¬шие контрольные работы, рефераты студентов, чтобы ребята поделились с другими полученной информаци¬ей и знали, «что не просто для зачё¬та стараются, а ещё и для информи¬рования сокурсников»;

•  дистанционно проводить физ¬культминутки.


Подтверждением серьезного отно¬шения студентов с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) к своему здо¬ровью, здоровому образу жизни, к вы¬бору физических упражнений для самостоятельных занятий, самоконтро¬лю на этих занятиях и, в целом, к дис¬циплине «Физическая культура и спорт» мо¬гут служить написанные студентами рефераты (их оформление, содержание и сроки сдачи) [17];

-   составленные по собственной инициативе презентации;

- красочно оформленные зачетные работы, некоторые из которых даже могли бы участвовать в конкурсе исследова¬тельских работ.


Характерным показателем отно¬шения студентов к дистанционному обучению является  показатель по¬сещаемости ими онлайн-курсов, презентаций, видиоконференций и т.д. По данным проведенных исследований в некоторых вузах этот показатель составляет более 85%. Все студенты, которые отсут¬ствовали на учебных занятиях, как правило, отсутствуют на них лишь по уважи¬тельным причинам.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова О.Э. Содержание и организа¬ция адаптивной физической культуры в про¬фессиональной подготовке студентов выс¬шего учебного заведения /О.Э. Аксенова - СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2009. - 123 с.

2. Аксенова О.Э., Мухина А.В. Социальный заказ и мотивация к занятиям физической культурой студентов специальной меди¬цинской группы // Мат. междунар. научн. конф. Физическая культура и спорт: ана¬лиз социальных процессов. НГУ им. П.Ф. Лесгафта; Российский фонд фундамен¬тальных исследований. - СПб.: [б. и.], 2008. - С. 12-14.

3. Богданов В.М. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры / В.М. Богданов, B.C. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 51-56.

4.  Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 60-63; № 5. - С. 56-61.

5. Кудашова Л.Т. Дистанционное обучение дисциплине «Физическая культура» студентов с ограниченными возможностями здоровья // Адаптивная физическая культура, 2014. URL:http://sportfiction.ru/articles/distantsionnoe-obuchenie-distsipline-fizicheskaya-kultura-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/

6. Переверзева И.В. Технологии проведения занятий в специальном медицинском отделении: учебно-методическое пособие для студентов УлГТУ специального медицинского отделения / И.В. Переверзева. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 58 с.

7. Попова А.И. Информационные технологии в системе физического воспитания студентов / А.И. Попова, П.К. Петров // Современные технологии спортивной медицины, физической реабилитации и адаптивного физического воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конференции. - Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2010. - С. 239-241.

8. Попов С.Н. Лечебная физическая культура : Учеб. для студ. высш.учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.В. Валеев, Т.С. Гарасеева. – М. : Издательский  центр «Академия», 2005. – 416 с.

9. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие. Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПб. : СПбГТУ, 1998.

10. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - 2-е изд., доп. - М. : ИИО РАО, 2008. - 274 с.

11. Романенкова Д. Ф. Дидактические усло¬вия дистанционного обучения студентов- инвалидов в вузе // Доступность высшего образования для инвалидов «Access and Participation of Disabled Students in Universities»: Мат. междунар. конф., Челя¬бинск, 26-28 мая 2003 г. / Под ред. В. Н. Севастьянова, Е. А. Мартыновой. - Челя¬бинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. - С. 59-63.

12.  Титова Т.М. Физическая культура в специальной медицинской группе: организация занятий со старшеклассниками/ Т.М.Титова, Т.В. Степанцова, В.Л. Чудов - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

13. Физическая культура: Курс лекций (учебное пособие) / Под ред. Н.К. Ковалева, В.А. Уварова, Е.В. Будыка – М.: Изд-во МГУ, 1997.

14. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей ред. проф. С.Н. Попова – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 304 с.

15. Физическая культура - важнейший аспект здорового образа жизни студентов специальных медицинских групп. //МалиновскаяЛ.С., Мамонова О.В., Рассказова А.А., Федорова Г.А.ВГТУ. Вологда, 2009 URL: https://www.sportmedicine.ru/sochi-2011-papers/172-malinovskaya.php

16. Хомяков Г.К., Павличенко А.В., Панасенко А.Н., Трескин А.В. Стратегия и тактика организации и методики физического воспитания в специальной медицинской группе. – Иркутск : ИрГУПС, 2011. – 148 с.

17. Чистяков В. А. Дистанционное обучение для инвалидов. Наша академия всегда дол¬жна быть первой / В. А. Чистяков; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта // Адаптивная физическая культура. - 2004. - №1(17). - С. 36.


ABOUT A POSSIBLE APPROACH TO THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF LESSONS WITH THE APPLICATION OF ELECTRONIC TRAINING AND REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ON THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS" WITH STUDENTS EXEMPTED FROM LESSONS


KAZNACHEEV S.V.

Dr, of Sciences (Medical), professor, of the Department of Physical Education and Sports

YUDIN D. S.

head of the Department of Physical Education and Sports, 

Siberian Institute of management – branch of Russian Academy of national economy and state service

under the President of the Russian Federation

Novosibirsk, Russia



The article discusses the effectiveness of the use of modern technologies of distance education, enlightenment of students of higher educational institutions, exempted from physical education, in the compulsory discipline" Physical Culture and sport". The authors of the article present one of the non-standard options for the approach to its study and a non-standard view of the content of this distance learning program in the form of the online course “Human nature”. This course can form the basis of classes for students of medical groups of non-cultural universities.

Key words: students exempted from physical education, e-learning, distance learning technologies, online courses, higher education institutions of non-physical education.

© С.В. Казначеев, 2020

© Д.С. Юдин, 2020.       


Нет комментариев Добавить комментарий