ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ИЗМАЙЛОВА Джамиля Ибрагимовна

УДК 101.1::316

ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ВЛАСТИ И ЕГО ПРИЧИНЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ


ИЗМАЙЛОВА Джамиля Ибрагимовна

старший преподаватель кафедры философии

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР)


В статье рассмотрены возможные причины возникновения политического отчуждения в контексте отчуждения от власти; проанализированы механизмы возникновения политического отчуждения в обществах с различной формой осуществления власти, а именно в диктаторских и демократических обществах.

Ключевые слова: политическое отчуждение, отчуждение от власти, революция, диктатура, демократия.


Философами в разное время было предложено большое количество форм и типологий отчуждения. Обратимся к типологии отчуждения, предложенной социологом П. Сорокиным, как к одной из наиболее фундаментальных и обобщенных. По П. Сорокину все существующие формы отчуждения стоит сгруппировать следующим образом:

– генетическое (биологическое) отчуждения;

– социальное (приобретенное или вторичное) отчуждение [3].


Целью данного исследования является анализ причин и механизмов возникновения политического отчуждения.


Актуальность данного исследования обусловлена, в первую очередь, текущими событиями в политической жизни общества не только на территории стран постсоветского пространства, но и общемировыми тенденциями.


Первые упоминания и анализ идей неравенства и отчуждения от власти мы можем найти в работе Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», датируемой 1762 годом. В этой работе Ж-Ж. Руссо заявляет о том, что узаконивание частной собственности и узурпация естественных прав народа государственной властью есть не что иное, как результат сговора между богатыми. При этом философ утверждает, что народ имеет полное право расторгнуть этот договор путём восстания, свержения существующей власти и установления таким образом народного суверенитета [2]. В определении Ю. Хабермаса, политическое отчуждение – это нарушение воссоздания политической власти, которое вызвано потерей мотивации участников жизненного пространства в ее (власти) легитимизации [4]. Политическое отчуждение по Е.А. Ващенко, проявляется в невозможности гражданина влиять на ход и итог политических событий, в восприятии им социально-политических институтов и их норм, как чуждых, а подчас и враждебных интересам человека [6]. Автор данного исследования предлагает понимать политическое отчуждение как утрату связи между государством и обществом, между властью и индивидом в рамках одного политического пространства. При этом, каждому члену общества, будут свойственны такие чувства как неудовлетворенность социальной жизнью, бессилие, разочарование в действующей власти.


Очевидно, что в процессе политического отчуждения участвуют как минимум две стороны: общество и власть. Это означает, что причины и источники такого отчуждения также имеет смысл рассматривать с двух позиций. Причинами отчуждения, по мнению автора, со стороны власти являются следующие:

– элитарность (клановость) представителей власти;

– явные бюрократические настроения;

– открытый политический фетишизм.

Причинами отчуждения со стороны общества могут быть следующие явления:

– утрата социальных идеалов;

– неверие во властные структуры и недоверие действующей власти;

– отсутствие ощущения поддержки со стороны власти;

– психологическая усталость от политической демагогии и откровенной лжи.


Стоит заметить, что на сегодняшний день вовлеченность граждан в политику значительно увеличилась. При этом очевидно, что градус осмысленной политической активности граждан не такой уж высокий. Примерами, подтверждающими данный тезис, по мнению автора, являются все так называемые «цветные революции» (например, события в Грузии 2003 года («революция роз»), в Украине 2004 года («оранжевая революция») и 2014 года («революция достоинства»), в Ираке 2005 года «пурпурная революция», в Киргизии 2005 года («тюльпановая революция»), в Молдавии 2009 года («сиреневая революция»), в России 2011 года («болотная революция»). Заметим, что под «цветными революциями» традиционно принято понимать смену власти с преимущественным использованием массовых уличных протестов. Очевидно, что граждане государства, имеющие чёткую политическую позицию и готовые осмысленно (!) участвовать в политическом процессе не приемлют восстания как способа противостояния узурпации власти. Несмотря на то, что право на восстание задекларировано во Всеобщей декларации прав человека, в вышеперечисленных примерах «цветных революций» такие восстания превратились в явные провокации, подчас заканчивающиеся кровопролитием. Это объясняется следующими причинами отчуждения общества от власти: разочарованием граждан во властных структурах, отсутствием поддержки общества со стороны власти и низким уровнем политической культуры.


Проанализируем механизмы возникновения политического отчуждения в обществах с различной формой осуществления власти.


Рассмотрим механизмы отчуждения в обществе, где формой осуществления власти является диктатура или авторитаризм. По определению И. Кравченко, диктатура – это единовластное и безусловное правление одного лица или политической силы – олигархической группы, клана. При этом современная диктатура, по утверждению И.И. Кравченко, по своей глубинной сути является ничем не ограниченным правлением авторитарного или тоталитарного типа. [1]. С точки зрения политологии диктатура – это форма осуществления власти, при которой правящая группа осуществляет свое правление прямым, директивным путем. Из определения диктатуры очевидно, что при такой форме власти, стремления и интересы меньшинства (в данном случае провластной группы) будут превалировать над стремлениями и интересами большинства (гражданского общества), и это большинство автоматически станет отчужденным от власти и политического процесса. Примерами такой организации власти могут послужить Южная Корея, Таиланд, Чили. При этом авторитарная форма власти может и способна обеспечить многие потребности общества (культурные, экономические и т.д.) кроме одной – потребности участия в политике. Диктатура порождает глубокую пропасть между обществом и властью, при этом каких-либо возможных рычагов для преодоления этой пропасти избегают и государство и общество. Государство – из-за боязни потерять доминирующие позиции; общество – из-за страха репрессий. Таким образом, важнейшей чертой авторитарного (диктаторского) сознания является массовое отчуждение от власти.


Рассмотрим и сравним механизмы возникновения отчуждения от власти в демократическом обществе. В своё время Платон назвал демократию властью нищих, а Аристотель рассматривал демократию в качестве правления большинства бедноты исключительно в собственных интересах. По утверждению Аристотеля, демократия – является одним из трех искаженных политических режимов: если тирания – это искаженная монархия, олигархия – искажённая аристократия, то демократия – это не что иное, как искаженная республика. Принято считать, что в основе демократической формы правления заложен метод коллективного принятия решений с равной степенью влияния участников на исход процесса или его сущностные стадии. Как правило, определение демократии сужают к одному из выделенных признаков: назначение лидеров происходит путем честных и состязательных выборов; народ является единственным легитимным источником власти; общество осуществляет самоуправление ради общего блага [5]. Из самого определения термина «демократия» неизбежно следует тот факт, что в любом случае свободное волеизъявление большинства будет преобладать над мнением меньшинства. То есть это меньшинство и будет отчуждено от власти. Если вернуться к первоисточникам демократии во времена Древней Греции и Древнего Рима, где верховной законодательной и исполнительной властью обладали так называемые собрания, включающие в себя всех граждан города, кроме женщин и рабов, то очевидно, что отдельная категория граждан была отчуждена от власти. Таким образом, в зависимости от масштабов и численности государства, в качестве меньшинства может выступить и многомиллионное количество людей, мнением которых пренебрегают при принятии любых решений даже на самых прозрачных и честных народных выборах.


Итак, исходя из всего вышесказанного, очевидно, что причины возникновения политического отчуждения имеют двойственные истоки: с одной стороны отчуждение исходящее непосредственно от особенностей структур власти, с другой – от гражданского общества.


Проанализировав механизмы возникновения и проявления такого вида социального отчуждения как отчуждение от власти, становится понятным, что при любой форме государственного устройства и осуществления власти процесс отчуждения от нее большего или меньшего количества людей является неустранимым и имманентным. Перспективой дальнейших исследований в этой области является комплексный анализ и разработка возможных механизмов преодоления политического отчуждения – так называемой «деалиенации».


ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко И.И. Диктатура // Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document /HASH60441d0e96bcc6b0b3e060 (дата обращения 25.05.2020)

2. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://librebook.me/the_social_contract (дата обращения 25.05.2020)

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / П. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992 – 393 с.

4. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. / Ю. Хабермас – М.: Academia, 1995. – 252 с.

5. Хантингтон Третья волна. Демократизация в конце XX века / Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 368с.

6. Politologija dlja vchytelja : navch. posibn. dlja stud. pedagogichnyh VNZ / za zag. red. : K. O. Vashhenka, V. O. Kornijenka. – K. : Vyd-vo imeni M. P. Dragomanova, 2011. – 406 s.


ALIENATION FROM POWER AND ITS REASONS: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS


IZMAILOVA Dzhamilya Ibragimovna

Senior lecturer

GO VPO Donetsk National University of Economics and Trade named

after Michael Tugan-Baranovsky

Donetsk city, DNR


The article examined the possible causes of political alienation in the context of alienation from power; analyzed the mechanisms of the occurrence of political alienation in societies with various forms of exercising power, namely, in dictatorship and democratic societies.

Key words: political alienation, alienation from power, revolution, dictatorship, democracy.

© Д.И. Измайлова, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий