ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ФИШЕР Екатерина Александровна

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БАШКИР О ВОЗНИКНОВЕНИИ МИРА


ФИШЕР Екатерина Александровна

педагог

детский центр «Марко Поло»

Челябинск, Россия.


В данной статье анализируются традиционные представления башкирского народа о возникновении мира. На основе анализа древнейшего фольклорного произведения- башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», появляется понимание о космогонических представлениях древних башкир. Носители мифологического сознания были убеждены, что до появления суши, существовало лишь водное, мрачное, бесконечное пространство.  Затем, путем титанических усилий героя Урала, появилась суша.

Ключевые слова: Башкирский народ, возникновение мира, пространство, время, эпос.


Еще в начале X века, в записках секретаря посольства арабов к волжским булгарам- Ахмеда Ибн-Фадлана, были описаны первые представления башкир о божествах. Ибн-Фадлан общался с башкирами того времени, когда отправился на Волгу в 921-922гг., и выяснил, что башкирский народ верит в то, что над ними двенадцать господов: «у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь». Но также существует и тринадцатый господь, который на небе, и он самый большой из всех. Таким образом, мы можем полагать, что башкиры X века верили, что над ними 13 божеств, самым главным, из которых был господь Неба.


Эпос «Урал-батыр», является древнейшем фольклорным произведением башкирского народа. Он передавался из уст в уста, но не просто так, как детская сказка, которую можно было услышать в любом доме, это был сакральный текст, которым владели только хранители тайных знаний. Лишь они решали кому и в какое благоприятное время доверить космогонические знания предков. Очень много тайн просто угасали, вместе со старцами, не найдя для себя благоприятного времени или же достойного хранителя. Эпос «Урал-батыр» долгие годы был недоступным, пока в 1910 году его не зафиксировал Мухаметша Бурангулов (башкирский собиратель фольклора). В эпосе говорится, что первоначально не было ничего кроме мглы (монар) (и если миру когда-нибудь суждено исчезнуть, то он канет в ту же мглу), далее появился туман, создавший мировые воды, водный хаос, который описан как море (диңгеҙ), он безграничен, он повсюду. Вода в мифологии многих народов мира — «первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса… Вода — это среда, агент и принцип всеобщего значения и порождения. В роли женского начала вода выступает как аналог материнского лона и чрева…»  Живой мир не может существовать без воды, так же как и растительный, поэтому вода- фундаментальная стихия мироздания, которая дает жизнь, но может ее и отнять. Водный хаос имеет двойственное, абсолютно противоположное значение, жизнь и смерть. Эту двойственность мы как раз можем наблюдать в эпосе «Урал-батыр», когда владыка подводного мира настроен к башкирским батырам, пришедших к нему в царство, очень враждебно, а после одаривает их огромными табунами коней и другого скота. В этом безграничном, беспорядочном водном хаосе возникает некое место «бер урын», суша, где появляются первые люди- Янбирде (мужчина) и Янбика (женщина). Именно с этой точки запускается процесс сотворения мира. В эпосе не объясняется откуда именно они возникли, только указано, что чудом спаслись после потопа. Мы вполне можем предположить, что Янбика и Янбирде (йән- душа) являются неким подобием мирового духа, которые впоследствии материализовались в виде Урала и Шульгана (сыновья Янбике и Янбирде). Подобная космогоническая система наблюдается в различных национальных сказаниях, например, в древнекитайском мифе о сотворении Мира. В нем указано, что до Неба и Земли существовал лишь Хаос, в котором постепенно рождаются два духа Инь и Ян, в последствии создавших Мир.


По ходу повествования эпоса «Урал-батыр», появляется чудо-птица Хумай, которая повествует о том, что, когда была только мгла, и до появления «некоего места», над этим бесконечными беспросветным хаосом раньше всего появился ее отец- Самрау, царь птиц. И Хумай описывает его:

Мой отец- повелитель птиц-

Всюду пару себе искал,

Но не было такой на земле.

Чтобы равную отыскать,

Кинулся отец к небесам,

Встретил Солнце с Луною там,

Всей душою их полюбил.

Родилось у него двое детей.

Ни я с сестрой сводной своей,

Ни отец наш болезней не знали,

Смерти власть мы не признавали.

Отец мой и поныне властвует там.


Судя по этому отрывку, можно полагать, что Самрау является главнейшим из богов, имеет силу над всеми тремя мирами- небесный, земной, подземный. Именно Самрау является самым древним божеством, отраженным в башкирской мифологии.


Из всего вышесказанного следует, что сначала была мгла, затем появился водный хаос, над которым возник Самрау, после которого образовалось «некое место», а затем и Мировой дух, воплотившийся в Шульгана и Урала. В эпосе они внешне описаны как люди, для простоты и ясности, но ничего общего с людьми они не имеют. Можно сказать, что люди вообще не играют в эпосе никакой роли, являясь просто серой массой, никак не влияющих на сюжет.


Шульган и Урал, первоначально, не испытывают к друг другу никаких непримиримостей, но с течением сюжета их жизнь превращается во вражду, с совершенно полярными, противоречивыми друг другу действиями. Урал-батыр создает светлый, добрый мир (яҡты донъя), удобный для жизни, ухаживая за ним и облагораживая. Шульган же, старший брат, становится владыкой подводного царства. Не зря он является старшим братом и повелителем подземного мира, так как первоначальнее всего был водный хаос. Шульган олицетворяет зло, тьму и страх, он уходит в нижний мир, а Урал- добро и свет, возвышается в верхний.


Мир начинает развиваться и расти, после того как два брата отправляются в странствие. Чем дальше они отходят от своего «некоего места», тем больше становится мир, наполняясь как положительными, так и отрицательными свойствами. В эпосе, всюду куда приходит Урал, из воды поднимается суша, которая представлена как «гора» (тау). Однако водный хаос отступает не так просто, а после титанических усилий Урал-батыра. Он смешивает и разрубает хаос на части, подобно пахтанью, с помощью волшебной сабли и посоха и только тогда возникает суша. Возводить мир ему помогают его сыновья Яайык, Нугуш, Идель, и сын Шульгана- Сакмар. Батыры олицетворяют в себе части света и являются их хранителями. Так, Яйык получает северную часть света, Нугуш - южной сторону, Идель олицетворяет западную часть, ну а Сакмар восточную. Завершив обход света, Урал заканчивает мироустройство и погибает, оставляя мир на попечении детей. Ученые историки Е.А. Кладникова и А.А. Вигасин сошлись во мнении, что Урал-батыр, завершая свою миссию по устройству мира, проходя весь путь в течение одного года, подобно светилу, идущему по небосводу, обязан исчезнуть, чтобы возродиться вновь.


Четыре брата - это последователи Урала. Они борются против прислужников Шульгана, помогая всему живому. Они прорубают русла четырех рек (Яик, Нугуш, Идель и Сакмар) и даруют народам воду. По берегам этих рек расселяется народ, под которым понимаются башкиры.


Все события, относящиеся к эпосу «Урал-батыр», подразумеваются происходящими на Южном Урале. Таким образом, древние предки башкирского народа, которые и создали этот эпос, отразили свои представления о создании Мира (донъя), с его светлой и темной стороной.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин С.С. Мифы народов мира: Энциклопедия. Москва, 1980. Т.1. - 1147 с.

2. Башкирский народный эпос «Урал-Батыр»  – URL: https://www/knigogid.ru/ (дата обращения 10.01.2020)

3. Вигасин А.А. Диалог со смертью // Вопросы древней истории. 2000. №2. - С. 12-16.

4. Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978.- 214с.

5. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков: ХГУ, 1956. – 323с.


BASHKIR’S TRADITIONAL REPRESENTATIONS ON THE ORIGIN OF THE WORLD


FISHER E.A.

teacher

“Marco Polo” Children’s Center

Chelyabinsk, Russia


This article analyzes the traditional ideas of the Bashkir people about the emergence of peace. Based on the analysis of the most ancient folklore-Bashkir folk epos “Ural-Batyr”, an understanding of the cosmogonic representations of the ancient Bashkir’s appears. The carriers of mythological consciousness were convinced that before the appearance of land, there was only a watery, gloomy, infinite space. Then, through the titanic efforts of the hero of the Urals, land appeared.

Key words: Bashkir people, the emergence of the world, space, time, epic.

© Е.А. Фишер, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий