ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ДЕМИНА Елизавета Александровна

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ  РАЗВИТИЯ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ТРЕВОЖНЫХ ПОДРОСТКОВ


ДЕМИНА  Елизавета Александровна

студент, факультет психологии

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


Статья содержит теоретические сведения, характеризующие проблему развития коммуникативной компетентности у тревожных подростков, а также   эмпирические данные, полученные в ходе диагностического исследования уровня развития коммуникативной компетентности у тревожных подростков. Приведена диагностика   особенностей    самооценки, коммуникативных и организаторских склонностей, уровня контроля в общении у тревожных подростков. Результаты исследования подтверждают необходимость осуществления психологических мероприятий, направленных на изучение и развитие коммуникативной компетентности у тревожных подростков.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, коммуникативные навыки, подростковый возраст, тревожность.


В системе современного образовательного пространства особенную важность приобретает сфера социально-психологических проблем, которые касаются непосредственно процесса общения, особенно его коммуникативной стороны. Одной из самых значимых качественных характеристик, благодаря которой развивающаяся личность способна реализовать свои потребности в социальном принятии и уважении, и которая также определяет успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность.


Необходимость формирования коммуникативной компетентности личности на ступени основного общего образования обусловлена переходом обучающихся в подростковый возраст, на который приходятся сложные процессы развития самосознания, формирования системы ценностей, определяющей новый тип отношений со взрослыми и сверстниками, а также способность к самооценке.


Так, именно подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентности,  именно в это возрастной период межличностное взаимодействие превращается в особый вид деятельности, который обеспечивает усвоение жизненных целей и ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения, повышает их уровень коммуникативной компетентности. [3]


Однако задача развития коммуникативной компетентности подростка решается труднее, если учащийся характеризуется повышенным уровнем тревожности.


Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая изученность послужили основанием для определения цели данного исследования.


Вопросы, посвященные развитию коммуникативной компетентности подростков вообще и подростков, имеющих повышенный уровень тревожности в частности, рассматриваются в исследованиях таких авторов как  Г.Н. Артемьева, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Р. Ломов, Г.М. Андреев, Г. Уиддоусон, С.В. Знаменская, Л.Д. Столяренко, И.П. Кравченко, Л.А. Петровская и др.


Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил нам сделать следующие выводы:

1.  Коммуникативная компетентность играет одну из самых важных ролей в жизни каждого человека, что в своею очередь  определяет особое значение ее формирования и развития.  Различные ученые по-разному определяют понятие коммуникативной компетентности.

Мы в своем исследовании будем придерживаться определения Л.А Петровской и понимать коммуникативную компетентность как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного общения  [4].


В структуре коммуникативной компетентности Л.А Петровская выделяет такие компоненты как:

- эмоциональный - включает в себя эмоциональную отзывчивость, внимание к действиям партнера, эмпатию и т.д;

- когнитивный - способность к пониманию ситуации, систему коммуникативных знаний, эффективное решение различных проблем, возникающих в процессе взаимодействия с другими людьми;

- поведенческий - отражает степень владения коммуникативными техниками, реально применяемые в различных ситуациях межличностного взаимодействия, а также инициативность, адекватность в общении, способность к сотрудничеству  [4].


Одна из задач формирования коммуникативной компетентности учащихся –обеспечение таких условий, которые способствуют эффективному овладению умениями и навыками, соответствующими высокому уровню межличностного общения.


К подростковому возрасту тревожность становится устойчивым личностным образованием  [1]. Ранее она только являлась следствием обширного круга социально-психологических нарушений и проявлялась в типичных ситуационных реакциях.


Я- концепция подростка становится противоречивой,  вызывает сложности в восприятии и адекватной, оптимальной оценке собственных успехов и неудач, тем самым подкрепляется негативный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. Тревожность, возникающая в этом возрасте,  может быть связана с нарушениями в отношениях с другими значимыми сверстниками.


Подростковый возраст выступает оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, следовательно, именно на данном этапе развития индивида очень важным является формирование коммуникативной компетентности. Так как в значительной мере расширяется сама практика общения, а построение межличностных отношений становится предметом собственной активности подростка - это способствует отработке коммуникативных умений.


Важнейшей сферой жизнедеятельности для подростка является общение, особенности которого имеют огромное значение для формирования основных структурных компонентов личности в подростковом возрасте. С одной стороны, у подростков отмечается расширение сферы общения, что проявляется в увеличении времени, которое расходуется на это, существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников учащиеся других школ), расширении географии общения и, наконец, особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам [5].  С другой стороны, наблюдается растущая индивидуализация отношений, о которой свидетельствует высокая избирательность в дружеских связях и высокая требовательность к общению в диаде.


В поиске общения выражается потребность подростков пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности — потребность в самовыявлении и встречном понимании. Обе эти потребности носят настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются, вызывает у них глубокие переживания. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми и сверстниками нередко выступает тревожность подростка. Высокий уровень тревожности говорит о недостаточной эмоциональной приспособленности детей к различным социальным ситуациям [4].


База проведенного нами исследования    явилась одна   общеобразовательных  школ  г. Тулы.   Выборку составили   учащихся восьмых класса, возраст которых 13-14 лет.


Диагностическая программа исследования представлена следующими методиками: шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), экспресс-диагностика уровня самооценки, диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).


Анализ результатов проведенного исследования показал:

1. 60% испытуемых имеют нормальный уровень тревожности. Именно такой уровень тревожности необходим для продуктивной учебной деятельности. Однако 40% респондентов характеризуются повышенным уровнем тревожности, что непосредственно влияет на успешное освоение учебной программы, а также на другие сферы их деятельности, в том числе на выстраивание межличностных отношений. Такие дети характеризуются неуверенностью в себе, боятся преодолевать трудности, могут чувствовать себя беспомощными. Именно подростки с повышенным уровнем тревожности  приняли  участие в дальнейшем исследовании.


2. Большая часть тревожных подростков (75%) характеризуется заниженным уровнем самооценки. Такие подростки во всех своих действиях видят что-то плохое, неправильное, они постоянно сравнивают себя с другими людьми.  25% имеют средний, адекватный уровень самооценки. Подростки, имеющие средний, адекватный уровень самооценки, способны самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, стрессоустойчивы, адекватно воспринимают критику. В данной группе подростков необходимо проводить занятия по повышению уровня самооценки для того, чтобы дети научились реалистично оценивать себя и свои возможности.


3. Большая часть респондентов (62%) характеризуется уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей ниже среднего. Такие дети чаще всего не стремятся к общению, привыкли проводить время наедине с собой. Они испытывают трудности в установлении контакта с незнакомыми людьми, а в новой компании чувствуют скованность. Обычно они не отстаивают своего мнения, а также тяжело переживают обиды и неприятности. Редко бывают инициативными. Остальные же учащиеся данной исследуемой группы (38% выборки) имеют средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они характеризуются стремлением к установлению контактов с другими людьми, способны отстаивать свое мнение, но потенциал их склонностей носит очень неустойчивый характер, поэтому в данной группе учащихся необходимо проводить коррекционно-развивающую работу для формирования и развития коммуникативных и организаторских склонностей.


4. 75% респондентов имеют высокий уровень коммуникативного контроля. Такие подростки стараются постоянно следить за собой, контролировать выражение своих эмоций. 25% испытуемых характеризуются средним уровнем контроля в общении. То есть они более открытые, искренние в общении, однако сдержанны и пытаются соотносить выражение своих эмоций с поведением других людей.


Анализ результатов проведенной диагностики позволяет сделать вывод о том, что тревожные подростки характеризуются заниженной самооценкой, низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей и высоким уровнем коммуникативного контроля. В данной группе следует проводить развивающую работу по повышению уровня коммуникативной компетентности.


С опорой на результаты проведенного исследования была составлена программа развития коммуникативной компетентности для подростков с повышенным уровнем тревожности. Составленная программа была сформирована на основе практических разработок таких исследователей как Л.Ф Анн, А.В Микляева, П.В Румянцева, А.С Прутченков.


Цель программы – повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, снижение уровня тревожности. Программа направлена на создание условий для снижения уровня тревожности подростков до уровня «нормы», обучение способам регуляции собственного поведения в различных жизненных ситуациях, повышение самооценки подростков, овладение навыками уверенного поведения, формирование навыков и умений конструктивно строить общение, эффективно взаимодействовать с окружающими, на самопознание, актуализацию личностных ресурсов подростков.


ЛИТЕРАТУРА

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2011. – 192 с.

2. Микляева Н.В. Коррекционно-развивающие занятия / Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н.П. Слободяник - М., 2012. -122 с.

3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 2010. - 112 с.

4.  Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ. 2017. - 216 с.

5. Почебут Л.Г., И.А. Мейжис. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 521 с.


ON THE NEED TO DEVELOP COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ANXIOUS ADOLESCENTS


DYOMINA Elizaveta Aleksandrovna

studen

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


The article contains theoretical information characterizing the problem of the development of communicative competence in anxious adolescents, and empirical data obtained in the course of a diagnostic study of the level of development of communicative competence in anxious adolescents. The interpretation of diagnostic results is presented. The features of the level of self-esteem, communicative and organizational inclinations, the level of control in communication among anxious adolescents are highlighted. The main components of the structure of communicative competence are described. The practical significance of the results of the study lies in the fact that the need for psychological measures aimed at the study and development of communicative competence in anxious adolescents is proved.

Key words: communicative competence, communication, communication skills, adolescence, anxiety.

© Е.А. Демина, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий