ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ДЕКИНА Елена Викторовна, ЖИКАЛКИНА Марина Александровна

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ДЕКИНА Елена Викторовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия

ЖИКАЛКИНА Марина Александровна

специалист по работе с молодежью, МКУ "Подростково - молодёжный центр "Мечта"

г. Кимовск, Россия


Рассматривая проблему управления процессом развития лидерского потенциала молодежи, авторы предлагают проект школы лидера-наставника, выделяют психолого-педагогические условия и технологии развития лидерского потенциала старшеклассников – членов молодежного совета.

Ключевые слова: лидерская позиция, старшеклассник, молодежный совет, наставник, школа лидера-наставника.


В современном мире специалист должен обладать не только знаниями и  навыками профессиональной деятельности, но и занимать активную личностную позицию: быть способным самостоятельно ставить и достигать профессиональные и жизненные цели, быть самодостаточным и конкурентоспособным, активно проявлять свою позицию. Приоритетным направлением государственной молодёжной политики РФ является развитие и наращивание личностного потенциала молодёжи, а также возможность его реализации в различных сферах деятельности, поддержка общественных инициатив и проектов. Современный молодой человек должен быть готов  к динамичной и быстроменяющейся жизни, постоянному овладению  новым знаниями и умениями.


Исследование лидерского потенциала отражено в работах   отечественных учёных: И.П. Волкова, В.Д. Гончарова,  Е.А Климова, И.С. Кона, Р.Л. Кричевского, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского и других. Методологию развития лидерских качеств личности разрабатывали такие исследователи, как: О.С. Газман, В.П. Исаенко, О.Н. Капиренкова, Л.И. Уманский и другие. И.А. Веряскина указывает на поэтапное развитие лидерских качеств с учетом  социальных и культурных условий жизнедеятельности личности [1]. Е.Н. Лидерский потенциал включает в себя совокупность лидерских качеств (уверенность в себе, эмоциональный интеллект, креативность, целеполагание, умение решать проблемы, коммуникабельность, мотивация достижения успеха, организаторские способности, влияние на окружающих и др.), особенности восприятия лидера группой,  условия, в которых проявляется лидерство [3].


Для исследования лидерского потенциала старшеклассников использовались следующие методики: диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана, методика «Я - лидер» Е.С. Фёдорова О. В. Еремина, методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Исследование было проведено на базе МКУ «Подростково-молодёжный центр «Мечта» г. Кимовска Тульской области. В исследовании приняли участие участники молодёжного совета в количестве  21 человека в возрасте 15-17 лет. Молодежный совет состоит из  активных и целеустремленных старшеклассников, которые своим личным примером способствуют формированию активной гражданской позиции среди сверстников. Члены совета, как правило, уже обладают определенными лидерскими качествами, но им необходимо дать теоретические и практические знания, на которые они будут опираться при самостоятельной работе руководителями общественных объединений в образовательных учреждениях, развивать направления Российского движения школьников.


Модель управления процессом развития лидерского потенциала старшеклассников представляет собой  взаимосвязь цели, задач, методов, принципов, условий и форм развития лидерского потенциала; позволяет оценить динамику развития лидерского потенциала  и выработать возможные пути его развития, что дает возможность повысить эффективность работы молодёжного совета. Для развития лидерского потенциала членов молодежного совета была составлена развивающая программа «Школа лидера-наставника» [2]. Программа опиралась на возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В данном возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, при этом, Е.И. Исаев в один ряд с данным видом деятельности ставит учебно-проектную и учебно-исследовательскую деятельность [4]. Поэтому, формами проведения занятий школы стали: дискуссии, деловые и ролевые игры, проектирование, тренинги, конкурсы, кейсы, встреча с интересными людьми и др. Программа "Школа лидера - наставника", включает теоретическую («Лидер и лидерство», «Социально-психологические особенности молодежного лидерства», «Лидерство как фактор функционирования группы», «Наставничество для детей и молодежи» и др.) и практическую («Качества лидера. Качества наставника», «Дети - детям», «Наставничество как новый тип лидерства», «Научился сам – научи другого: игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей, умение работать в команде и т.д.) части. Школа предполагает с одной стороны работу с членами молодежного совета, а с другой – взаимодействие членов молодежного совета с учащимися школ города Кимовска Тульской области, развитие ученического самоуправления.


На констатирующем этапе у членов молодежного совета выявлен средний уровень развития лидерского потенциала. После внедрения программы «Школа лидера - наставника», 39% участников молодёжного совета  показали высокий уровень выраженности лидерских качеств, средний уровень с тенденций на повышение продемонстрировали 61% респондентов. У 64% человек выявилось стремление к успеху. Низкий и средний уровень развития организаторских и коммуникативных способностей выявлен не был. Хорошее умение работать с группой продемонстрировали более 70% участников молодежного совета. Лидерские качества проявились в разных направлениях добровольческой деятельности, разработали и реализовали собственные проекты: «Доброе сердце»; «Навстречу 75-летию Победы», «Чистый Кимовск» и т.д.


Развитие лидерского потенциала старшеклассников происходит при реализации следующих психолого-педагогических условий:  учет психолого-педагогических особенностей старшеклассников; психолого-педагогическая поддержка в развитии лидерства старшеклассников; внедрение инновационных технологий развития лидерства; включение старшеклассников в реальные ситуации, где они смогут проявить себя в позиции наставника.


ЛИТЕРАТУРА

1. Веряскина И.А. Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств учащейся молодежи средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук.  - Тамбов, 2008. - 23 с.

2. Декина Е.В., Жикалкина М.А. Проект «Школа лидера-наставника» / Сборник тезисов работ IX Тульского молодежного экономического конкурса инновационных проектов и идей. – Т.: Имидж Принт, 2018. – 784 с. – С. 204-207

3. Касимова С.Г. Развитие лидерского потенциала старшеклассников /  С.Г. Касимова, Р.И Соловьев // Концепт.- 2014. - №4. - С. 1 - 9.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: ПСТГУ, 2013. -540 с.


MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT PROCESS OF LEADERSHIP POTENTIAL OF SENIOR GRADUATES


DEKINA E. V.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia

ZHIKALKINA M. A.

Specialist for work with youth "Podrostkovo - youth center" Dream ",

Kimovsk, Russia


Considering the problem of managing the process of developing the leadership potential of youth, the authors propose a project for the school of a leader-mentor, highlight the psychological and pedagogical conditions and technologies for developing the leadership potential of high school students - members of the youth council.

Key words: leadership position, high school student, youth council, mentor, leader-mentor school.

©  Е.В. Декина, 2020         

©  М.А. Жикалкина, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий