ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


ДЕКИНА Елена Викторовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ, ПРИНЯВШЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ


ДЕКИНА Елена Викторовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н Толстого"

г. Тула, Россия


В статье рассматриваются особенности функционирования замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На основе полученных эмпирических данных представлена технология подготовки специалистов-коммуникаторов, добровольцев для работы с замещающей семьей.

Ключевые слова: замещающая семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, специалист-коммуникатор, доброволец, детско-родительский клуб.


Одним из актуальных направлений современной государственной политики является поддержка различных категорий семей и замещающей семьи в частности. В этом направлении важно изучение роли замещающей семьи в развитии личности и индивидуальности приемного ребенка, анализ лучших практик успешного родительского воспитания [3], современных подходов к социально-психологическому сопровождению замещающих семей [4], исследование особенностей взаимодействия биологических и приемных детей, направлений выстраивания благоприятных детско-родительских отношений и др. Знание особенностей функционирования замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поможет психологам, педагогам, социальным работникам более эффективно организовывать психолого-педагогическую поддержку этой категории семей:  помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, обучение родителей различным способам коммуникации; организация общения и взаимодействия с приемным ребенком, причем не только родителей, но и всех членов семьи, что подтверждается результатами исследований более 250 замещающих семей [1]. Анализ результатов, полученных по авторскому опроснику, свидетельствует о том, что главными признаками наличия психологических проблем у ребенка родители считают замкнутость и склонность к одиночеству (46%), непослушание (30%), плохое поведение и грубость (16%), воровство и склонность к обману (8%). Обращает на себя внимание тот факт, что проблемы с психическим здоровьем ребенка для большинства родителей связаны с тем, что он «не общается с людьми» (50%), «плохо себя ведет в различных ситуациях» (42%), «плохо учится» (16%). Более 50% опрошенных отметили, что большинство психологических проблем относится к периоду 2-3 года спустя после появления ребенка в семье; наименьшее количество проблем отнесены к первым шести месяцам пребывания ребенка в семье (12%). Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, выделили следующие проблемы: «здоровье» (50%), «общение внутри семьи» (28%), при этом лишь 16% опрошенных отметили в качестве источника стресса «обучение» и 6% – «вредные привычки». Исследование психоэмоционального статуса родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, выявило существенное неблагополучие у 48% опрошенных. По результатам исследований, субклинически выраженная тревога отмечена у 42% матерей,  субклинически выраженная депрессия – у 22%. Был выявлен высокий процент клинически выраженной тревоги (6%) и клинически выраженной депрессии (10%) [1].


58% опрошенных считают, что психолого-педагогическая помощь необходима всей семье («всем вместе»). При появлении в семье приемного ребенка, особенно  с ОВЗ, собственные дети часто оказываются на периферии родительского внимания, у них начинаются проблемы в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками,  имеют место девиантные формы поведения и т.д.


Включение детей с ОВЗ в семью возлагает на родителей, сопровождающих специалистов дополнительную ответственность: возрастает необходимость в получении знаний по установлению благоприятного психологического климата в семье, подготовке собственных детей к принятию ребенка с ОВЗ, взаимодействию с собственными и приемными детьми, решению конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении и т.д. В этом направлении свою эффективность показало специальное обучение психологов-коммуникаторов для работы с замещающими семьями, принявшими на воспитание ребенка с ОВЗ, владеющих следующими инновационными технологиями: альтернативная коммуникация (в том числе с неречевыми детьми);  матрица коммуникативной компетентности; арт-технологии, направленные на оптимизацию детско-родительских отношений; терапия средой; клиническая супервизия и др. В работе с замещающей семьей, воспитывающей детей с ОВЗ, свою эффективность показала подготовка студентов-добровольцев, которые могут оказать помощь в решении проблем адаптации детей с ОВЗ, обучения, профессиональной ориентации, коррекции недостатков; в функционировании детско-родительского клуба. В рамках программа школы добровольца в семейной сфере волонтеры знакомятся с понятиями «замещающая семья»,  «ребенок с ОВЗ», результатами исследований, практиками работы с замещающей семьей, разрабатывают социальные проекты, мастер-классы, работая под руководством опытных наставников [2]. Осуществляется формирование  специальных компетенций в области работы с замещающей семьей, освоение инструментария психолого-педагогического сопровождения семьи с целью максимально успешной социализации приемного ребенка, в том числе с РВЗ. Добровольцы активно привлекаются к деятельности детско-родительского клуба для замещающих семей, цель которого направлена на  создание пространства взаимоподдержки приемных родителей, оказание своевременной социальной, психолого-педагогической помощи замещающим семьям. Детско-родительский клуб выстраивает работу с использованием следующих форм: палаточный лагерь для замещающих семей, интерактивные площадки по обмену опытом, проектировочные и рефлексивные сессии по вопросам воспитания и обучения детей с привлечением соответствующих специалистов и др.


Таким образом, выделим организационные, содержательные и психолого-педагогические условия работы с замещающей семьей. К организационным условиям относится проведение обучающих семинаров, консультаций для замещающих семей и работающих с ними специалистов; организация детско-родительского клуба для замещающих семей и др. Данная группа условий позволяет создать среду для индивидуально-личностного и социального развития всех членов замещающей семьи, что может способствовать успешному формированию ценностей ответственного родительства, облегчению психологической адаптации приемных детей с ОВЗ, биологических детей в семье, принявшей на воспитание ребенка с ОВЗ, снижению риска семейной дезинтеграции.


Содержательные условия заключаются в соответствии содержания используемого материала, форм и технологий психолого-педагогической работы запросам замещающих семей, в том числе воспитывающих ребенка с ОВЗ. С целью формирования маршрутов психологической поддержки конкретной семьи специалистами проводится комплексное психолого-педагогическое обследование семейной системы при помощи специально разработанной диагностической программы. На основе анализа полученных результатов исследования формируется заключение специалиста, являющееся основой для разработки направлений помощи конкретной семье.


Психолого-педагогические условия предполагают специальную организацию взаимодействия с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, через создание особой социально-психологической атмосферы доброжелательности, доверия, настроенности на понимание и диалог. При этом создается пространство взаимоподдержки на пути оптимизации жизнедеятельности семьи, своевременной и эффективной помощи семье в новом статусе, сотрудничества всех членов замещающей семьи со специалистами соответствующего профиля, добровольцами. Итогом совместной работы является создание благоприятного психологического климата в замещающей семье, что будет способствовать более эффективному выполнению задач воспитания, обучения и развития приемного ребенка с ОВЗ.


Результаты комплексной работы являются основой для проектирования инновационных направлений помощи замещающей семье, в том числе воспитывающей ребенка с ОВЗ, способствуют гармонизации детско-родительских отношений, повышению психолого-педагогической компетентности приемных родителей, профилактике отказов от приемных детей.


ЛИТЕРАТУРА

1. Декина Е.В., Самсонова Г.О. Проблемы психологической адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья: монография. - М.: Эдитус, 2019. - 288 с.

2. Декина Е.В., Г.О. Самсонова, К.С. Шалагинова, В.С. Егоров Организация работы специалистов психолого-социально-педагогического профиля, волонтеров в замещающей семье, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья. - Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2019. - 113 с.

3. Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы. - М.: Просвещение, 2017. - 607 с.

4. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. - 204 с.


PSYCHOLOGICAL WELFARE OF THE REPLENISHING FAMILY, ADOPTING A CHILD WITH HIA


DEKINA E. V.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia


The article discusses the features of the functioning of a substitute family that has adopted a child with disabilities to raise a child. Based on the obtained empirical data, the technology of training specialists-communicators, volunteers for working with a substitute family is presented.

Key words: foster family, child with disabilities, specialist communicator, volunteer, parent-child club.

© Е.В. Декина, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий