ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


БУЛАНАЯ Юлия Викторовна

СЕМЬЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ


БУЛАНАЯ Юлия Викторовна

ассистент кафедры философии

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

г. Донецк, Донецкая Народная Республика (ДНР)


В статье раскрывается проблема семьи как малой социальной группы, ее трансформация в современном мире. Выявляются причины социокультурного кризиса, дается характеристика традиций, анализ  духовно-нравственного закона, как важного в возрождении,  очищении  и укреплении семейных отношений.

Ключевые слова: семья, традиции,  духовность, нравственность, социальные ценности,  социокультурный кризис.


Актуальность и постановка проблемы. Современное общество, переживающее глубокий социокультурный кризис, нуждается в ду¬ховном возрождении и очищении. В связи с этим, восстановление русской традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия нашего общества и лич-ности, не теряет своей актуальности.


Внутренняя духовная составляющая  личности выражает его родо¬вую сущность, определяет структуру жизненного пространства, выступает инструментом  ее социального поведения и способом самореализации.


Проблема устойчивости социального бытия не может рассматриваться без обращения к ее важнейшему компоненту  - семье, которой в русской культурной традиции  отводится особая роль. Главным звеном в разрешении проблем современной семьи, является восстановление духовной сущности семьи в рамках традиционных образцов, присущих русской националь¬ной культуре.


Следует отметить, что с точки зрения социальной философии и ее основных методологических подходов, семья и общество взаимосвязаны и требования к семье обществом в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Большой вклад в рассмотрении роли  семьи,  в формировании и сохранении традиций и нравственных ценностей внесли известные русские философы:  И.А. Ильин [4], С.Н. Трубецкой [5], П.А. Флоренский [7].


В представлении И.Н. Ильина семья «первичное лоно христианской культуры,  целый остров духовной жизни…., если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться – и во всех человеческих отношениях и организациях: больная клетка создает больные организмы». [4, с.86-88].  В своих трудах Иван Николаевич рассматривал семью как главную носительницу культурных традиций и национального начала, центр нравственных, педагогических, религиозных оснований, исток  выхода из культурного и социального кризиса.


Семья является  наиболее древней формой социальной жизни людей. Семья возникла значительно раньше наций и государств. Именно в ней из века в век происходит воспроизводство непосредственной жизни человека, продолжение  рода, социализация новых поколений, удовлетворение насущных биологических и социальных потребностей.


В современной науке семья рассматривается в двух значениях: как социальный институт, то есть в отношении семья – общество,  и как малая социальная группа, то есть внутригрупповое взаимодействие и межличностные отношения.  Семья важна и необходима как обществу, так и индивидам  [2, с.25 - 26].


В последние  десятилетия  наблюдается негативная трансформация роли семьи в социуме, являющаяся результатом социально-экономических, политических, духовно-нравственных  процессов, определяющих переориентацию ценностей и смыслов  в обществе. Изменяется посредническая роль семьи во взаимоотношениях человека и общества, сокращаются  ее социальные функции.


Укрепление семейных отношений  чрезвычайно важно, и здесь недостаточно разработка социальных программ, направленных на  материальное стимулирование семьи. Пока не будут учитываться духовно-нравственные  ценности, ответственность брачно-семейных отношений, сохранение семейных традиций - все, предлагаемые экономические рычаги  будут бесперспективными.


В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл отметил роль нравственности в жизни общества: «…При всей развитости экономики, социальных и политических институций  люди способны жить вместе только на основании нравственного закона, если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и люди начинают  друг друга уничтожать, и никакие законы не работают, если уходит нравственное начало»  [3, с. 38].


Русская традиционная семья - это такая духовная общность, в которой наглядно проявляются общечеловеческие добродетели такие как: уважение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, послушание, верность, любовь, благодарность, целомудрие.


 Первичным является именно добродетель. Целомудрие – обязательная добродетель для всех. По своему значению греческое слово «целомудрие» означает здравость, неповрежденность, единство, нормальное состояние внутренней духовной устроенности  человека, свежесть духовных сил, цельность и крепость личности. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил». [9, с.97].    В своей книге  «Столп  и утверждение истины»  русский философ-теолог  о. Павел Флоренский отмечает: «В развращенном человеке остается только личина человека, ибо дух постепенно умирает, угасает». [7, с.57].


Семья особым образом вбирает в себя историю рода и нации, и в следствии этого она не просто исполняет основной закон жизни - закон рождения, но и наделяет человека родовой и национальной памятью. Чувство сопричастности с национальной культурой, процесс становления не только личностного, но и на¬ционального самосознания является внутренней основой семьи. Поэтому семью необходимо рассматривать как явление национальной культуры. Русский философ Н. Арсеньев утверждает: «….поток культуры живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем»  [1, с.45].


Идея возрождения утраченных во многом русских традиционных ценностей, образцов жизнеустроения  является в наши дни одной из главных задач Русского мира.  «Следует различать, - отмечает Е. Шацкий, - традицию, как социальное явление,…и традицию как ценность, то есть те ценностные приоритеты общества и личности, которые только и позволяют говорить не просто о стереотипах деятельности, а об особой ее ориентированности в социальном времени» [8, с.326-328].


Традиции определяют исходные основания аксиологического своеобразия культуры, являются формой восприятия и понимания социального бытия. Именно в традиции как в форме и способе жизнедеятельности, нравственность, мораль обретают историческое и личностное  целеполагание.


В качестве социального и психического феномена, традиции выполняют фундаментальную функцию воспроизводства культуры и всех ее компонентов как единого целого, тем самым проявляя свою  сущностную характеристику природы культуры независимо от пространственно-временных границ и исторических эпох.


В этой связи следует вспомнить суждение русского философа С. Н. Трубецкого о том, что непрерывная традиция есть одно из определенных условий нормальной эволюции, а всякого рода скачки создают лишь временную иллюзию движения.   [5, с.195-197].


Отсюда следует вывод, что для каждой традиции не может быть и не должно быть никаких универсальных, общих стандартов,  каждая традиция культурно и исторически обусловлена.


«Народы управляются только двумя способами – либо традицией, либо насилием», - утверждает Б. Дизраэли премьер-министр Великобритании. [6, с. 491].  В этой связи следует отметить, что роли традиции в организации социального порядка  отводится одно из главенствующих значений, так как общество заинтересовано в своем самосохранении и безопасности, в развитии всех социокультурных институтов.


Таким образом, эволюция семьи как социального института обусловлена развитием общества, спецификой социально-экономических процессов. Однако, семья есть не только социальный институт, но и  культурное явление — главная носительница становления и развития культурных традиций, а потому в первую очередь  должна рассматриваться с позиций духовно-нравственных, религиозных, педагогических начал, благодаря которым формируется фундамент полноценной и прочной семьи.


ЛИТЕРАТУРА

1.Арсеньев Н.С. О смысле культуры / Н.С. Арсеньев// Русские философы (конец Х1Х-середина ХХ века): антология. Вып. 1. – М.: Книжная палата, 1993.  – 399 с.

2. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/С.Н. Бурова; БГУ. – Минск: Право и экономики., 2010. – 444 с.

3. «Неизвестный» Патриарх Кирилл/ Сост. А. Добросоцких. М.: Даниловский  благовестник, 2009. – 192 с.

4. Ильин И.Н. Путь духовного обновления / Сост.авт.предисл., отв.ред. О.А. Платонов.– М.: Институт русской цивилизации. 2011. – 1216 с.

5. Трубецкой С.Н. Европа и человечество /С.Н. Трубецкой // Орлова И.Б. Евразийская цивилизация / И.Б. Орлова. – М.: Норма, 1998. – 275 с.

6.Франк С.Л. Воспоминания о П. Б. Струве// Непрочитанное…/ С.Л. Франк. – М.: Моск. школа полит.исслед., 2001. – 592 с.

7. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 640 с.

8.Шацкий Е. Утопия и традиции: (пер. с пол.)/ Е. Шацкий. – М.: Прогресс, 1990. – 445с.

9.Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.:Даниловский благовестник, 1997. – 480 с.


FAMILY AS FUNDAMENTAL SOCIAL INSTITUTION OF MORAL VALUES AND TRADITIONS FORMATION


BULANAYA Yliya Viktorovna

assistant of the Department of philosophy

GO VPO Donetsk National University of Economics and Trade named

after Michael Tugan-Baranovsky

Donetsk city, DNR


The article deals with the problem of a family as a small social group, its transformation in modern world / society.

The reasons of sociocultural crisis are identified. Spiritually moral law as important one in renewal, purifying and strengthening of familial ties is  analyzed, and characterization of traditions.

Key words: Family, traditions, spirituality, morality, social values, sociocultural crisis.

© Ю.В.Буланая, 2020

Нет комментариев Добавить комментарий