ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


Принято к публикации

Подписаться на RSS

БОЧКОВ Павел Валерьевич, АХМЕТНУРОВ Вадим Эдгардович

№ 4(51). 2025 г.

Экономика


УДК 338

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ


БОЧКОВ Павел Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент

АХМЕТНУРОВ Вадим Эдгардович

магистрант

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

г. Екатеринбург, Россия


Для достижения комплексного подхода к реагированию на чрезвычайные ситуации ответственность за выполнение конкретных задач возлагается на сотрудников государственной противопожарной службы, которые действуют на основе принципов преданности и профессионализма, что гарантирует выполнение своих обязательств по охране окружающей среды и защите населения. Каждое чрезвычайное происшествие требует оперативного и скоординированного реагирования, что ставит перед собой цель постоянного совершенствования системы безопасности и предотвращения возникновения подобных ситуаций в будущем. Рассмотрены основные виды ответственности сотрудника государственной противопожарной службы.


Полный текст статьи

РУСАНОВА Светлана Юрьевна

№ 3(50). 2025 г.

Юриспруденция


УДК 342.951

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ


РУСАНОВА Светлана Юрьевна

кандидат юридических наук, доцент

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева

г. Симферополь, Россия


Статья посвящена анализу нормативно-правового и индивидуально-правового регулирования осуществления публичного контроля в сфере миграции. Рассматриваются основы правового регулирования контроля в сфере миграции. Исследуются основные новеллы действующего законодательства по состоянию на январь 2025 года, определяющие порядок организации и осуществления публичного контроля (надзора) в сфере миграции.


Текст статьи полностью

ПТУШКО Светлана Владимировна, ТРУСОВА Анна Юрьевна

№ 3(50). 2025 г.

Филология


КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ ИНАУГУРАЦИОННЫХ РЕЧЕЙ ДОНАЛЬДА ТРАМПА КАК ПРИМЕР

ЭСКАЛАЦИИ ПРОПАГАНДИСТСКИХ СТРАТЕГИЙ


ПТУШКО Светлана Владимировна

кандидат филологических наук, доцент

ТРУСОВА Анна Юрьевна

кандидат филологических наук, доцент

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

г. Нижний Новгород, Россия


Настоящая статья представляет собой сравнительный критический дискурс-анализ двух инаугурационных речей Дональда Трампа с опорой на социо-когнитивную модель Теуна ван Дейка. Целью работы является выявление и анализ динамики и эскалации пропагандистских высказываний в риторике Трампа между его президентскими сроками. Анализ фокусируется на эволюции конструирования бинарных оппозиций (мы / они), стратегий позитивной самопрезентации и негативной презентации "другого", манипуляции эмоциями, использования лексических и синтаксических средств убеждения, а также усиления роли религиозного и мессианского дискурса.


Текст статьи полностью

Ксения Сергеевна ШАЛАГИНОВА

№ 3(50). 2025 г.

Психология

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА


ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


В статье представлен опыт работы с младшими школьниками группы риска по развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Исследование 20 младших школьников группы риска выявило трудности в  распознавании и интерпретировании выражения лица, жестов и интонации, что затрудняет проявление эмпатии и сочувствия к окружающим, демонстрируют неполное знание способов конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, не умеют искать компромиссы, разрешать разногласия и находить альтернативные пути решения проблем, в итоге оказываясь втянутыми в конфликты.


Текст статьи полностью

РАКОВА Ирина Владимировна

№ 3(50). 2025 г.

Педагогика


СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ТЕКСТОВ ПО ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА»).


РАКОВА Ирина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент

Высшая школа международных образовательных программ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

г. Санкт-Петербург, Россия

AuthorID: 418634 ORCID: 0000-0003-4707-8422


В статье представлены результаты диагностики уровня понимания туркменскими студентами текста по специальности по профилю «Экономика» на лексико-синтаксическом уровне в рамках обучения языку специальности. Сопоставление результатов объективной и субъективной оценки языковых компетенций туркменских учащихся посредством анонимного тестирования продемонстрировало высокий уровень трудности текстов по специальности применительно к учащимся из Туркменистана при кажущейся студентам низкой сложности, что, в свою очередь, говорит о недооценке учащимися абсолютной сложности текстов и переоценке своих когнитивных возможностей. Также были выявлены основные трудности при восприятии, понимании и запоминании академического текста.


Текст статьи полностью

ГАГАЕВ Павел Александрович

№ 3(50). 2025 г.

Педагогика


АНТРОПОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ПРОЧТЕНИИ 


ГАГАЕВ Павел Александрович

доктор педагогических наук, профессор

Пензенский государственный университет

г. Пенза, Россия


В статье исследуется современное прочтение идеи К.Д. Ушинского об антропологическом подходе к построению процессов воспитания. Ставится и решается вопрос о вселенскости человека как природы его духовности и о школе как институте сбережения подлинного в человеке.

Методология работы – субстратная рефлексия А.А. Гагаева.


Текст статьи полностью

Игорь Александрович МИКЛАШЕВ

№ 2(49). 2025 г.

Психология


РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ


МИКЛАШЕВ Игорь Александрович

соискатель

Научный руководитель:ФОРТОВА Любовь Константиновна

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

г. Владимир, Россия


В статье рассматривается историческая динамика воспитательных практик, направленных на формирование у детей определенных социальных функций и стереотипов поведения. Анализируются проблемы воспитания в подростковом периоде, связанные с развитием амбиций и возможным снижением академической успеваемости. Девиантное поведение рассматривается как комплекс действий, отклоняющихся от общепринятых социальных норм. Подчеркивается значимость институтов семьи и школы в процессе социализации ребенка.


Текст стьаи полностью


ПРОМОКОД

ДУВАЯРОВА Сабина Арзу кызы

№ 2(49). 2025 г.

Юриспруденция


ПРАВОВОЙ СТАТУС ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ

В ЮРИДИЧЕСКУЮ СРЕДУ


ДУВАЯРОВА Сабина Арзу кызы

аспирант

научный руководитель: УСМАНОВА Елена Фанильевна

кандидат юридических наук, доцент

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

г. Саранск, Россия


Статья посвящена исследованию правового статуса искусственного интеллекта (ИИ) в контексте российского законодательства. Учитывая стремительное развитие цифровых технологий и их глубокую интеграцию в повседневную жизнь, вопрос о правовом статусе ИИ становится крайне актуальным. Автор анализирует отсутствие четко закрепленного правового определения искусственного интеллекта в российском праве и его влияние на понимание роли ИИ как объекта или субъекта гражданских прав. Особое внимание уделяется перспективам использования в правотворческой и правоприменительной деятельности, а также проблемам, возникающим в этом процессе.


Текст статьи полностью


ПРОМОКОД

СТАЩАК Светлана Васильевна, РАХМЕТОВА Лидия Евгеньевна, КОЛОМБЕТ Валерий Андреевич

№ 2(49). 2025 г.

Педагогика


АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ


КОЛОМБЕТ Валерий Андреевич

ассистент кафедры «Корпоративные информационные системы»

РАХМЕТОВА Лидия Евгеньевна

ассистент кафедры «Корпоративные информационные системы»

СТАЩАК Светлана Васильевна

ассистент кафедры «Корпоративные информационные системы»

Севастопольский государственный университет

г. Севастополь, Россия


В статье рассматриваются ключевые аспекты внедрения электронной образовательной среды (ЭОС) в высших учебных заведениях в условиях цифровой трансформации образования. Приводятся современные тенденции интеграции ЭОС, а также типовые трудности, возникающие при переходе к цифровому формату обучения. Особое внимание уделяется проблемам технического обеспечения, недостаточному уровню цифровой компетентности преподавателей и необходимости создания системы методической и технической поддержки. Поднимается вопрос важности комплексного подхода к интеграции ЭОС для повышения качества, доступности и индивидуализации обучения, а также обозначаются перспективные направления дальнейших исследований в данной области.


Текст статьи полностью


ПРОМОКОД

КОСТИНА Марина Сергеевна

№ 2(49). 2025 г.

Педагогика


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


КОСТИНА Марина Сергеевна

студент

научный руководитель: КАЩЕЕВА Ольга Валерьевна

кандидат филологических наук

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

г. Саратов, Россия


Статья посвящена исследованию роли семейного консультирования в активизации речевого развития детей раннего возраста. Рассматриваются ключевые аспекты профилактики и коррекции задержки речевого развития через вовлечение родителей в процесс формирования речи. Автор подчеркивает важность раннего возраста как сензитивного периода для речевого развития, где речевая среда, создаваемая семьей, играет решающую роль. В статье анализируются методы логопедического консультирования, включая обучение родителей использованию повседневных активностей, артикуляционных и пальчиковых упражнений, а также приемов стимуляции коммуникации. Особое внимание уделяется формированию у родителей навыков создания проблемных ситуаций, проговаривания действий и эмоционального поощрения ребенка. Подчеркивается, что систематическое консультирование повышает компетентность родителей, способствуя не только преодолению ЗРР, но и профилактике речевых нарушений. Результаты работы актуальны для логопедов, педагогов и семей, воспитывающих детей 2–3 лет.


Текст статьи полностью


ПРОМОКОД