ISSN: 2218-7774

Н А У Ч Н Ы Й    П О Т Е Н Ц И А Л

Научный журнал. Издаётся с 2010 года


Принято к публикации

Подписаться на RSS

БОЧКОВ Павел Валерьевич, СОРОКИН Дмитрий Юрьевич

№ 1(48). Часть 2, 2025 г.

Экономика


УДК 338

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ


БОЧКОВ Павел Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент

СОРОКИН Дмитрий Юрьевич

магистрант

Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

г. Екатеринбург, Россия


В статье рассмотрено современное состояние экономики, которая оказывает влияние на безопасность не только отдельных государств, но и муниципальных образований. Низкий уровень экономического развития может способствовать ухудшению жизненного уровня граждан, что ведет к возникновению социальной и экономической нестабильности. Это создает угрозу безопасности, так как неконтролируемый рост преступности и социальных конфликтов может негативно сказаться на общественном порядке и стабильности государства. Предложены меры по управлению пожарной безопасностью на муниципальном уровне.


Текст статьи полностью.


ПРОМОКОД

СОЛОМАТОВА Вера Вячеславовна

№ 1(48), 2025 г.

Психология. Педагогика


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ – БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


СОЛОМАТОВА Вера Вячеславовна

кандидат педагогических наук, доцент

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


Научно-исследовательский компонент профессиональной подготовки студентов включает формирование у будущего специалиста по социальной работе исследовательской квалификации, что соответствует требованиям Государственного стандарта высшего образования. Выстраивание данного компонента профессиональной подготовки основывается на теоретических знаниях в области исследований в социальной сфере, а также умениях проведения прикладного исследования.


Полный текст статьи


ПРОМОКОД

ВАНЬКОВ Алексей Борисович

№ 1(48), 2025 г.

Психология. Педагогика


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ


ВАНЬКОВ Алексей Борисович

кандидат психологических наук, доцент

доцент кафедры психологии и педагогики

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


Данная статья посвящена проблеме профилактики развития одного из наиболее актуальных в наше время видов зависимости у подростков – это ин-тернет-зависимость. Суть проделанной работы в определении внутренних условий формирования зависимости личности от интернета и в описании путей подбора эффективных технологий помощи психолога в процессе перехода к нормальному использования сети Интернет.


Текст статьи полностью


ПРОМОКОД

ШЕЛИСПАНСКАЯ Эллада Владимировна, БАРЫШНИКОВА Анастасия Михайловна

№ 1(48), 2025 г.

Психология. Педагогика


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ У МАТЕРЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧТИЧЕСКОГО СПЕКТРА


ШЕЛИСПАНСКАЯ Эллада Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

БАРЫШНИКОВА Анастасия Михайловна

магистрант

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


В статье акцентирована важность оказания консультационной помощи родителям, воспитывающих ребенка с диагнозом РАС, находящихся в тревожных состояниях. Рассмотрен ряд типичных психологических особенностей состояний тревожного спектра матерей, имеющих детей с аутизмом. Представлены основные результаты исследования тревожных состояний родителей, воспитывающих детей с РАС, описана система мероприятий в рамках проекта «Родительские гостиные», направленного на предупреждение тревожных состояний в семьях, имеющих ребенка с РАС на базе МБУ ДО «Центр ППСС» г. Тулы.


Полный текст статьи


ПРОМОКОД

ХАРЛАНОВА Юлия Викторовна, ЯКОВЛЕВА Алла Алексеевна

№ 1(48), 2025 г.

Психология. Педагогика


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА  


ХАРЛАНОВА Юлия Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

ЯКОВЛЕВА Алла Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

 г. Тула, Россия


Статья посвящена двум актуальным психологическим понятиям, которые востребованы в современном обществе. В ней рассматривается взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности будущих педагогов. Цель исследования заключается в выявлении значимости понятия «эмоциональный интеллект» в контексте педагогической работы в высшей школе, определении её взаимозависимости с коммуникативной компетентностью у студентов педагогического вуза. В статье рассматривается проблема необходимости формирования эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза, специальность которых безусловна требует умения взаимодействовать с людьми.


Полный текст статьи 


ПРОМОКОД

ГУЧЕНОК Елизавета Сергеевна

№ 1(48), 2025 г.

Психология. Педагогика


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ УЧАСТНИКОВ СВО


ГУЧЕНОК Елизавета Сергеевна

аспирант

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,

Тула, Россия



В настоящий момент тема формирования готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми участников специальной военной операции (далее СВО) только начинает изучаться, в связи с тем, что данная категория детей является особенной и их эмоциональное состояние зачастую отражает в себе целый симптомокомплекс с которым необходимо работать поступательно и грамотно. Участие родителей в военных действиях, таких как СВО, оказывает значительное влияние на всю семейную систему, включая детей. Дошкольники, чьи родители являются участниками или ветеранами СВО, сталкиваются с рядом психологических проблем, которые могут проявляться в форме повышенной тревожности, стресса, агрессии, посттравматического расстройства личности, замкнутости. Особое внимание следует уделять обеспечению эмоционального комфорта и преодолению последствий психологических трудностей.


Текст статьи полностью


ПРОМОКОД


ФЕДОТЕНКО Инна Леонидовна, ИВЛЕВА Юлия Сергеевна

№ 1(48), 2025 г.

Психология. Педагогика


СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА -

ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ИНКЛЮЗИВНОЙ ГОТОВНОСТИ


ФЕДОТЕНКО Инна Леонидовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики

ИВЛЕВА ЮлияСергеевна

аспирант

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


В статье доказывается особая актуальность превентивной позиции педагога в условиях инклюзивного образования, так как  увеличивается уровень школьного насилия, количество деструктивных конфликтов, ситуаций буллинга. Авторы рассматривают инклюзивную готовность педагога как сложный интегративный конструкт, способствующий успешной профессиональной деятельности. Для формирования превентивной позиции студента провели модернизацию содержания, технологий изучения психолого-педагогических дисциплин, элективных курсов, заданий производственных практик.


Полный текст статьи


ПРОМОКОД

СТЕПАНОВА Наталия Анатольевна

№ 1(48), 2025 г.

Психология


«25 ЛЕТ – ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО!»: К ЮБИЛЕЮ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ


СТЕПАНОВА Наталия Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент

декан факультета психологии

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


Статья посвящена 25-летнему юбилею факультета психологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. В ней раскрыты основные вехи становления факультета, представлен современный этап развития факультета, определены его перспективы.


Полный текст статьи


ПРОМОКОД


БРЕШКОВСКАЯ Каринэ Юрьевна

№ 1(48), 2025 г.

Психология. Педагогика


К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО



БРЕШКОВСКАЯ Каринэ Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры психологии и педагогики

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития человека в учении Л.Н. Толстого актуализированная поиском и пониманием человеческой сущности и идентичности в условиях сложности современного мира. Теоретический анализ трудов Л.Н. Толстого позволил заключить, что развитие и утверждение себя как духовно-нравственной личности есть назначение жизни человека, т.е. дела, приводящее людей к единению с Богом, между собой и как фундамент культуросозидающего процесса.


Полный текст статьи 


ПРОМОКОД



РОМАНОВА Елена Владимировна, ХВАЛИНА Наталия Анатольевна

№ 1(48), 2025 г.

Психология


ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ


РОМАНОВА Елена Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

ХВАЛИНА Наталия Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Россия


В статье рассматривается проблема одиночества людей пожилого возраста. Анализируются причины переживания одиночества и способы его преодоления. Представлены результаты исследования и темы занятий, направленные на формирование навыков общения, позитивного восприятия возраста, развитие чувства сопереживания и адекватной самооценки.


Полный текст статьи


ПРОМОКОД